Вопрос об утверждении размера этой социально важной величины парламентарии собираются рассмотреть в самое ближайшее время
После недолгих дебатов Верховная Рада таки приняла новый Закон «Об установлении размера минимальной заработной платы на 2000 год». В соответствии с этим документом, с 1 июля в Украине был установлен новый уровень минимальной заработной платы -- 118 гривен в месяц (о чем «ФАКТЫ» уже сообщали своим читателям).
Однако, как отметил министр труда и социальной политики Украины Иван Сахань, это не простое увеличение минимального размера оплаты труда. Изменился поход к этой норме -- теперь она отражает минимально допустимый уровень заработной платы.
Дело в том, что до принятия нового закона при формировании должностных окладов на предприятиях тарифная ставка работника первого (самого низкого и, соответственно, самого малооплачиваемого) разряда устанавливалась в размере, превышающем минимальную зарплату. И уже к этой ставке потом начислялись различные доплаты и премии.
Теперь же в минимальную зарплату входят не только ставка, но и все доплаты, надбавки, премии (за исключением доплат за работу во внеурочное время, в тяжелых вредных и особенно вредных условиях труда, на работах в особых природных, географических и геологических условиях, в условиях повышенного риска для здоровья, а также премий к юбилейным датам, за изобретения и рационализаторские предложения, а также сумм материальной помощи).
Таким образом, работник вместе с надбавками и доплатами должен получать не менее 118 гривен в месяц. Если же ему начислили зарплату меньше этой суммы, предприятие обязано доплатить ему разницу. То есть если работнику начислили 100 гривен, то предприятие должно доплатить ему еще 18 гривен, чтобы месячная зарплата была не ниже минимального уровня -- 118 гривен. Такие доплаты производятся за счет фонда оплаты труда.
В то же время, новый размер минимальной зарплаты совпал с чертой малообеспеченности, которая также составляет 118 гривен. И вот тут-то начались некоторые неувязки. Дело в том, что в Украине в связи с инфляционными процессами регулярно проводится индексация доходов. Причем, только тех доходов, которые не превышают черту малообеспеченности. Однако после установления нового уровня минимальной зарплаты все зарплаты автоматически стали превышать эту самую черту и фактически выпали из процесса индексации.
Поэтому в ближайшее время планируется пересмотреть программу индексации доходов населения. В частности, вместо черты малообеспеченности предлагается использовать прожиточный минимум. Правда, этот социальный норматив у нас пока еще находится в стадии утверждения. Но этот нелегкий процесс уже на финишной прямой: парламент собирается рассмотреть вопрос о его размерах в самое ближайшее время.
А пока мы можем только привести предварительные расчеты стоимости набора товаров и услуг, которые составляют прожиточный минимум, исходя из майских цен (именно эти показатели были поданы на рассмотрение парламента Кабинетом министров). Прожиточный минимум для трудоспособного населения (который, возможно, будет использоваться при индексации зарплат) составляет 287,63 грн. , для нетрудоспособного (скорее всего, его будут применять для индексации пенсий) -- 216,56 грн.
В соответствии с законом, прожиточный минимум устанавливается отдельно для каждой из четырех категорий: для трудоспособного населения, для нетрудоспособного населения (пенсионеров), для детей в возрасте до 6 лет (по предварительным данным -- 240,71 грн. ), для детей в возрасте от 6 до 18 лет (297,29 грн. ). В то же время, на утверждение парламенту подается только одна величина -- средний прожиточный минимум (по расчетам Кабинета министров, он составляет 270,1 грн. ). И при благоприятном исходе рассмотрения законопроекта депутатами уже в июле--августе у нас в стране наконец-то появится прожиточный минимум. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
Напомним, что прожиточный минимум предполагается использовать (возможно, в некотором процентном соотношении к утвержденным размерам) для установления размеров минимальной заработной платы, минимальной пенсии по возрасту, необлагаемого налогом минимума доходов граждан, стипендий, для определения размеров социальной помощи семьям с детьми, по безработице, а также в других социальных программах (например, в программе жилищных субсидий и при индексации доходов населения).