Происшествия

Сто миллионов долларов намерен отсудить для украины в европейском суде известный итальянский адвокат доктор франческо ризутто

0:00 — 11 июля 2000 eye 818

Он доказал безосновательность претензий немецкой и швейцарской компаний к Черноморскому морскому пароходству, ставших в 1995 году причиной ареста в Неаполе пассажирского теплохода «Одесса»

Семипалубный пассажирский лайнер «Одесса» был хорошо известен высоким уровнем сервиса в Западной Европе, в США, Австралии и других странах. Его ежедневная выручка составляла 24 тысячи долларов. В 1995 году зашедший в Неаполь с туристами на борту пароход был арестован и по сегодняшний день находится в итальянском порту. Безосновательность претензий, послуживших причиной ареста «Одессы», доказана, но возвращение судна на родину теперь тормозят итальянские страховые компании.

А на борту ржавеющего «арестанта» находится, фактически в заточении, доведенный до отчаяния экипаж, который несет здесь вахту с 1997 года.

«Ваши мужья сами не торопятся домой»

Основанием для ареста «Одессы» послужил иск немецкой компании «Ллойд Верф» на сумму более 13 миллионов долларов, предъявленный в 1995 году Черноморскому пароходству за аварийный ремонт теплохода «Белоруссия», который вскоре после этого перестал быть собственностью украинского государства. Вслед за немецкой фирмой тогда поспешила швейцарская, «Планмарин», оценившая свои требования к ЧМП по ремонту той же «Белоруссии» в 45 миллионов долларов.

-- Моряки сразу же оказались в таких бытовых условиях, перед которыми меркнет обучение в «школе выживания» хваленых американских рейнджеров, -- говорит Владимир Анисимов, председатель морского профсоюза ГСК ЧМП.

Как говорится в протоколе общесудового собрания экипажа теплохода «Одесса» от 23. 03. 1998 года, при направлении на судно членам нынешнего экипажа в отделе кадров сказали, что проживать они будут в гостинице, а на судне нести поочередную вахту. Когда же они прибыли в порт Неаполь, выяснилось, что жить необходимо на судне. Почти год экипаж провел без электричества, в антисанитарных условиях -- без горячей воды и туалетов, в сырых каютах. Практически все члены экипажа неоднократно болели простудными заболеваниями, при отсутствии лекарств и средств на лечение в госпитале. Пятого января 1998 года с сильнейшим нервным и сердечным расстройством отправили на родину (за свой счет!) старшего механика Гермкеса…

-- По любому контракту, заключенному пароходством с экипажем, ЧМП обязано снабжать моряков спецодеждой, моющими средствами и т. п. , — продолжает Владимир Анисимов. -- Однако экипажа «Одессы» это как-то не коснулось. Моряки голодают, занимают деньги на пропитание, а их семьи бедствуют на берегу, так как ГСК ЧМП абсолютно не выполняет своих обязательств.

-- До нынешнего экипажа 13 месяцев вахту на «Одессе» несли 30 моряков во главе с капитаном Валерием Надеждиным. Им тоже было непросто, -- рассказывает Галина Оришко, супруга капитана «Одессы» Владимира Лобанова. -- Но тогда на судне еще было электричество, в штате -- повар, врач, а сейчас… Зато президент ГСК ЧМП Сергей Мелащенко, на личный прием к которому удалось попасть лишь после вмешательства корреспондента ОРТ, заявил нам: «Ваши мужья знали, на что шли… » Конечно, знали, что едут не на курорт, а нести вахту на арестованном судне. Но не три же года, без денег на медикаменты первой необходимости, на еду, которую им приходится варить-жарить в мангалах, прямо на палубе.

Если первая группа неаполитанских «одесситов», дойдя аж до Папы Римского, находила снедь в ящике, специально сколоченном и установленном католической церковью на причале, то нынешние арестанты довольствуются лишь редчайшими передачами от родных. Последний «тормозок» из дома им передали в декабре 1999 года. Стыдно рассказывать, но зашел как-то в Неаполь британский теплоход. Его капитан ужаснулся, увидев, как моряки «Одессы» вручную опускали тяжелый мотобот… Лоцман объяснил ему положение экипажа, и сердобольный англичанин велел своему старпому выделить беднягам йогурты, чипсы, хлопья.

-- Новый год наши мужья встречали за «обильным» столом: буханка хлеба на девятерых, банка майонеза, -- дополняет Татьяна Кухтина, жена боцмана «Одессы» Сергея Гурбова. -- Вспомнили о доме, о близких и… пошли спать в промерзшые койки. При этом каждый прихватил по две бутылки с кипятком: одну под голову, а со второй спали в обнимку…

Мой муж двадцать третий год работает на пассажирских судах ЧМП. За время каторги на «Одессе», спасая пароход от неминуемого затопления, Сергей трижды ломал ребра, перебил ногу. А медпомощи экипаж лишен, также, как и медицинской страховки. Вызов «скорой» обходится в 500--600 долларов, а у ребят пустые карманы… Тридцатого марта нынешнего года президент ГСК ЧМП заверил нас, что все будет решено в течение ближайших двух месяцев. При этом он, между прочим, заметил, что наши мужья, очевидно, сами не торопятся возвращаться домой -- намекнул, что они там подрабатывают и обзавелись подругами. Пусть это останется на его совести, но, ребята настолько ослаблены и больны, что им такое и в голову не приходит. Они еле-еле отстаивают вахты, спасая «Одессу» и имущество, находящееся на ней. Родным членов экипажа тоже несладко живется. Я, например, вынуждена была продать четырехкомнатную квартиру и переселиться в двухкомнатную. ГСК ЧМП задолжало морякам «Одессы» командировочные за 17 месяцев. Мы решили обратиться в суд, выставив исковые требования господину Мелащенко.

Помимо того, что моряки «Одессы» за 36 месяцев пребывания на каторжной вахте давно побили все существующие рекорды, у их капитана есть личный рекорд, о котором мало кто знает. За эти три года в адрес руководства ГСК ЧМП, Минтранса, Департамента морского и речного транспорта, Морской администрации, Генконсульства Украины в Италии направлено более 30 (!) рапортов. В них Лобанов подробно информировал все эти инстанции о бедственном положении дел на теплоходе. Ни единого ответа капитан не получил.

Американцы одарили «одесситов» молитвенниками и кремом для бритья

Жене капитана, единственной из родных и близких членов экипажа «Одессы», удалось побывать на арестованном в Неаполе судне. Правда, было это еще в 1997 году.

-- Тогда местные власти на три дня арестовали пассажирское судно «Карина», принадлежащее Украинскому Дунайскому пароходству, -- вспоминает Галина Оришко. -- Экипаж «Одессы» дневал и ночевал на этом теплоходе: отмывались, отстирывались, отсыпались. Моряки-дунайцы, подарили тогда «одесситам» по мешку крупы, муки и … лаврового листа. Затем экипаж американского миссионерского судна одарил наш экипаж молитвенниками, кремом для бритья, стиральным порошком и молоком. Позже -- подачки, одолженные деньги… Так и живут. А в апреле минувшего года скоропостижно скончался от инфаркта ветеран флота, второй механик Владимир Аксененко. Думали, что хоть эта трагедия заставит о чем-то задуматься облеченных властью чиновников. Куда там!.. Если бы не помощь генерального директора российского агентства «Долфин» Аксенова, то и тело умершего механика не смогли бы доставить домой для захоронения. А оставшихся в живых моряков «Одессы» осмотрели местные врачи (первый и последний раз за три года!), приехавшие засвидетельствовать смерть Владимира. Их выводы были неутешительными: здоровье моряков подорвано, физическое и моральное состояние оставляет желать лучшего…

Однако, когда восемь месяцев спустя над Европой пронесся невиданной силы ураган, порвавший два швартовых конца на «Одессе», и корма судна билась о причал Сан-Винченцо, моряки спасли (в очередной раз!) лайнер. Матрос-моторист Николай Шевцов сломал ребра, боцман Сергей Гурбов разбил голову и повредил ногу, все простудились…

«Говорить, что люди брошены на произвол судьбы, несправедливо»

Интересы ГСК ЧМП, а значит, и государства Украина в итальянских судебных инстанциях представляет известный адвокат доктор Франческо Ризутто, потомственный мореход и морской юрист. Его отец -- судовладелец, специалист в области морского права. В годы Второй мировой войны флот, принадлежавший Ризутто-старшему, был мобилизован и потоплен вражескими кораблями и авиацией. Компенсацию правительство Италии выплачивать отказалось. Франческо Ризутто предъявил соответствующий иск правительству, выиграл все судебные процессы и получил в виде компенсации 50 млн. долларов. Доктор Ризутто и его помощники немало сделали для спасения украинского флота, в частности «Одессы». Несколько лет известный адвокат доказывал и все же доказал безосновательность претензий, выдвинутых компаниями «Ллойд Верф» и «Планмарин». После этого в суд обратилась группа итальянских страховых компаний.

-- Если их претензии будут отклонены, украинский лайнер должен быть немедленно освобожден, -- считает доктор Ризутто, побывавший недавно в ГСК ЧМП. -- Если же судебное заседание в очередной раз перенесут, то я намерен обратиться в Европейский суд в Страсбурге и начать процесс против правительства Италии, требуя возмещения убытков, понесенных Украиной из-за неправомерного ареста теплохода «Одесса». Полагаю, убытки украинской стороны составляют 100 миллионов долларов. Ведь флот ГСК ЧМП был разрушен в результате ареста «Одессы» и других судов в Италии. Потеряны суда, часть моряков оказалась без работы, компании, которые раньше фрахтовали украинские теплоходы, сейчас отказываются делать это.

Итак, итальянский адвокат готов отстаивать интересы Украины в Европейском суде, моряки «Одессы» -- защищать свои права в суде Неаполя, а их жены -- в одесском суде.

-- Членам экипажа «Одесса», конечно же, тяжело находиться столь длительное время в металлической коробке без электроэнергии, других удобств, -- соглашается президент ГСК ЧМП Сергей Мелащенко. Однако экипаж знал об этих условиях, направляясь в Италию. Было принято специальное решение совета пароходства о выплате только этому экипажу максимально возможной у нас суммы. Недавно мы запросили раскладку сумм, поступивших в адрес экипажа за период с июля 1997 года. Получили официальное подтверждение за подписью капитана В. Лобанова и главного бухгалтера И. Соколенко, в котором четко указываются суммы в десятках тысяч долларов (порядка 200 тысяч за период с июля 1997 по апрель 2000 года). Потому говорить, что люди брошены на произвол судьбы, несправедливо.

По словам С. Мелащенко, экипаж содержит теплоход в отличном состоянии -- в этом убедилась комиссия, побывавшая нынешней весной в Неаполе. Моряки же не желают возвращаться на родину и требуют выплат по ставкам ITF (международный профсоюз транспортников) -- в таких размерах, какие получают, скажем, итальянские моряки. Нынешний экипаж «Одессы» обратился с иском в итальянский суд, требуя продажи теплохода и выплаты им более 700 тыс. долларов.

-- Кое-кто из моряков «Одессы» сделал такие перерасчеты, по которым экипаж требует возместить моральный ущерб из расчета дополнительных 75 долларов в сутки на каждого, -- подключается к нашей беседе помощник президента ГСК ЧМП Сергей Лиознов, находившийся в марте в Неаполе в составе пароходской комиссии. В своих жалобах они пишут, что выживают за счет одолженных у эмигрантов денег. Откуда такие суммы -- 3,5 тысячи, 6 тысяч долларов?! Ведь самый устроенный эмигрант получает аж 300 долларов в месяц плюс пансион.

«Одесса» не может быть продана с аукциона»

-- Мы исходим из того, что данное судно принадлежит государству, является его собственностью и пользуется определенным международным иммунитетом против ареста, -- убежден начальник юридической службы ГСК ЧМП Владимир Косарев. -- Существует международная доктрина, по которой суда можно арестовывать лишь по прямым морским искам, исключительно по решению суда и только в погашение долга, который значится за конкретным теплоходом. К «Одессе» это не имеет никакого отношения. Было бы полтора-два миллиона долларов, мы рассчитались бы с компаниями, у которых прямые претензии к «Одессе», и высвободили бы ее. Суд уже трижды принимал решение об аукционной продаже этого теплохода, но всякий раз мы добивались его отмены.

Согласно официальной оценке, сделанной в 1997 году по требованию суда итальянским экспертом, стоимость «Одессы» составила от 7,5 до 9,5 млн. долларов (изначальная стоимость этого судна, определенная компетентной комиссией, составляла 35 млн. долларов).

Как считает Сергей Лиознов, если «Одесса» выйдет из-под ареста, для ее восстановления и дальнейшей работы по «пятизвездочному» (наивысшему) классу потребуется порядка 8 миллионов долларов. Эта сумма включает абсолютно все затраты: ремонтно-восстановительные операции, полную замену мебели, внутреннюю отделку помещений и т. д. Вложив ее, можно получить пассажирский лайнер высочайшего класса. Более того, уже сегодня в ЧМП поступают предложения от ряда фирм с конкретным круизным расписанием «Одессы», из расчета фрахтовой ставки 45 тыс. дойчмарок в сутки. А для постройки нового аналогичного лайнера потребуется 180-200 млн. долларов!

Р. S. Некогда одна из самых мощных в мире судоходных компаний Черноморское морское пароходство -- нынче дышит на ладан. Из эскадры, в свое время насчитывавшей более 300 судов, сейчас в распоряжении государственного судоходного концерна осталось… 8 суденышек. Многие теплоходы «пущены с молотка» -- классных кораблей наше государство лишилось из-за недальновидности и непорядочности чиновников. Вот почему сегодня достаточно сложно ответить на, казалось бы, несложный вопрос: Украина -- морская держава или просто часть суши, омываемая на юге Черным морем?


«Facty i kommentarii «. 11-Июль-2000. Право.