Скоро они упокоятся в селе Вита Почтовая под Киевом
До недавних пор информация о том, что на поляне у Китайской беседки в дендропарке «Софиевка», находится кладбище солдат и офицеров вермахта, погибших на Восточном фронте в годы Второй мировой войны^ тщательно замалчивалась. Ровные ряды могильных холмиков с березовыми крестами были стерты с лица земли. Правда, зарубежные туристы, приезжавшие в «Софиевку» полюбоваться прекрасными видами парка и услышать трогательную историю любви графа Потоцкого и красавицы Софии, интересовались, где находятся могилы погибших. Но всякий раз экскурсоводы отвечали им предельно кратко и лаконично: никаких немецких захоронений в парке нет и быть не может. Между тем, несмотря на все усилия садовников, почва на поляне то и дело оседала, уродуя пейзаж. Уманчане-старожилы шептались: «Это души мертвецов бунтуют »
В последние годы в «Софиевку» особенно зачастили немцы -- родственники похороненных здесь. «Кладбище, которого не было» украсилось венками и цветами. Не раз уманчане видели, как иностранцы, держа в руках карту-схему кладбища, отсчитывали несколько шагов влево--вправо и падали на колени, застывая в земном поклоне. Кто-то на ломаном русском объяснял: здесь покоится прах отца. Кто-то непременно извинялся: мой дед на войне был всего лишь солдатом, выполняющим приказ После того как главы правительств Украины и Германии подписали соглашение, предусматривающее обновление и уход за могилами солдат -- жертв Второй мировой войны, начался активный поиск захоронений. В нашей стране эту работу проводит Немецкий народный союз по уходу за военными захоронениями в Украине «Фольксбунд», который уже организовывал поисковую работу во многих регионах Украины.
-- На протяжении двух лет велись переговоры о раскопках немецких захоронений в «Софиевке». Честно говоря, мы очень опасались, не окажут ли они пагубного воздействия на растительный мир парка. Ведь на поляне у Китайской беседки (именно там, где должны были работать немцы) растут редкостные экземпляры, представляющие большую дендрологическую ценность. Детально изучив вопрос, мы согласились на предстоящие раскопки с условием, что вблизи насаждений никакие работы проводиться не будут, и что немецкая сторона возместит затраты, связанные с последующей рекультивацией поляны и прилегающего к ней массива Дубинка. «Фольксбунд» принял наше условие, а по окончании работ поблагодарил за поддержку и содействие.
Но вот приоткрыть завесу над тайной, почему кладбище появилось в старинном парке, не удалось ни нам, ни немецкой стороне, -- рассказывает директор дендропарка «Софиевка» НАН Украины Иван Косенко. -- Ведь в этом райском уголке погибшие покоя так и не обрели -- во время войны на территории «Софиевки», так же, как и повсюду, рвались снаряды, падали бомбы Фашисты уничтожили множество старинных скульптур, не уцелели ценнейшие коллекции древесных питомников, сильно пострадали гидротехнические сооружения.
Солдат вермахта хоронили, как правило, в радиусе 100 километров от места их последнего боя. Образовалось много «малых кладбищ». Их приказали ликвидировать и создать большое захоронение. Так в начале 1942 года и образовалось уманское кладбище, имевшее по свидетельствам немецких архивов, особый статус: здесь хоронили только воинов, отличившихся в боях.
По словам главного садовника дендропарка Николая Джима, раскопки велись месяц на территории около двух гектаров. Группа из шести человек работала четко и слаженно, даже в выходные. Наша сторона выделила им необходимую технику. Никаких трудностей в поисках могил не было: как оказалось, кладбище было спланировано по секциям, в порядке, обозначенном на карте из немецкого архива. Гробы с останками находились на глубине чуть больше полутора метров. Некоторые из них были сделаны из дверей -- на них еще торчали проржавевшие металлические ручки. А на скелетах сохранились полуистлевшие клочки военной амуниции, по которым можно определить род войск. Захоронены здесь погибшие на Восточном фронте эсэсовцы, пехотинцы, горные егеря, летчики Сохранились также сапоги, каски, фляги, даже рация и телефон. Но никаких ценностей не обнаружено. Слухи, ходившие в Умани о том, что в могилах спрятаны несметные сокровища, не подтвердились. На каждом из захороненных -- специальный смертный жетон -- небольшой металлический предмет в форме полусферы с кодом, по которому можно установить личность погибшего. У летчиков он был сделан из нержавейки, с хорошо читаемой надписью. У представителей других родов войск -- жетоны из другого металла, из-за длительного пребывания под землей они окислились, однако не составило особого труда очистить их от могильной пыли, а затем и прочитать надпись. Погибшие -- солдаты и офицеры от двадцати до тридцати лет. Самое высокое звание -- подполковник. Это заключение экспертов развеяло еще один миф -- о том, будто в «Софиевке» захоронены высшие военные чины вермахта. Интересно, что в ряде могил было обнаружено несколько костей верхних и нижних конечностей -- видимо, ампутированные руки и ноги раненых (хоронившие их «не теряли», а тоже предавали земле). Изъятые останки идентифицируются, затем каждый скелет бережно укладывается в специальный полиэтиленовый пакет. В составе группы, раскапывающей могилы, работает и патологоанатом из Германии.
Как отметил представитель Немецкого военного Союза по уходу за военными захоронениями в Украине «Фольксбунд» Александр Кравченко, много лет занимающийся поиском и раскопками могил Второй мировой войны, желание цивилизованной Германии собрать останки своих воинов вполне понятно. Захоронений, подобных тем, что в «Софиевке», немало по всей Украине. Останки погибших сейчас перезахораниваются на сборных кладбищах, которые уже появились неподалеку от Киева, Харькова, Кировограда и некоторых других областных центров Украины. Теперь внукам и правнукам погибших можно будет легко отыскать могилы. Вскоре на кладбище в селе Вита Почтовая, под Киевом, упокоятся и останки с многострадального кладбища в «Софиевке». Между прочим, немцы убеждены: в государстве, где не заботятся о мертвых, невозможно жить живым. А уманские старожилы утверждают: есть в парке и братская могила советских солдат. Хорошо бы и останки наших воинов перезахоронить на кладбище.