Культура и искусство

Актер аристарх ливанов: «мой дед был членом цк и участвовал в партийных «чистках»

0:00 — 18 июля 2000 eye 543

«На заре туманной юности», «Дина», «Князь Юрий Долгорукий», «На муромской дорожке», «31 приказано уничтожить» -- эти и многие другие фильмы украшают послужной список бывшего киевлянина, актера и телеведущего Аристарха Ливанова. В 15 лет юный талант был приглашен в труппу Народного театра при Доме ученых, а в 16 создал собственный кукольный театр, где занял самые ответственные должности -- главного актера, сценариста и режиссера. После школы Аристарх поступил в институт, более чем удачно дебютировал в фильме «Эти невинные забавы». И работал, работал, работал. В это трудно поверить, но вот уже тридцать лет Аристарх Евгеньевич радует нас своими ролями в театре и кино. В этом сезоне в Театре имени И. Франко киевляне смогли увидеть Аристарха Ливанова в гастрольном спектакле «Императрица».

«У меня уже третий брак, но скорей всего, последний»

-- По моей родословной можно проследить основные вехи истории нашей страны. Один мой дед, в честь которого меня и назвали Аристархом, был священником. (Он был репрессирован в 1938 году. -- Авт. ) Другой дед входил в высшие эшелоны власти, был членом ЦК и имел косвенное отношение к «чисткам» в партии на периферии.

-- Если перебраться на верхние ветви генеалогического древа Ливановых, какова история знакомства ваших родителей?

-- В конце войны в Киеве стоял военный госпиталь. 23 февраля 1945 года в День Красной Армии силами медработников и выздоравливающих был организован праздничный концерт. Самодеятельные номера сменялись один за другим. Но вот на сцену поднялся стриженый бравый старшина и начал вдохновенно читать «Мцыри» Лермонтова. Зрители замерли, вслушиваясь в вечные слова. Вот тут-то все и произошло. Сердце молоденькой девушки-лейтенанта административной службы екнуло, и она твердо решила: «Этого орла надо брать в плен!» Так случилось, что этот орел, мой папа, находится в плену у моей мамы вот уже 55 лет.

-- А вам часто приходилось попадать в «сладкий плен»?

-- Ваш брат-журналист нередко иронизирует по этому поводу. А все потому, что у меня этот брак уже третий, но, скорей всего, последний. Мы с женой почти 27 лет вместе и очень счастливы.

-- Аристарх Евгеньевич, люди определенных профессий имеют ненормированный рабочий день, что же касается актеров, можно сказать, что у них ненормированный рабочий год. Когда последний раз вам удалось насладиться полноценным отпускным «ничегонеделаньем»?

-- Давненько, года два назад посчастливилось съездить всей семьей в Мисхор. Целых 24(!) дня по путевке -- от звонка до звонка. Море, солнце, санаторные калории плюс шашлычок, фрукты. Это было замечательно. Во-первых, потому, что за последние пять лет, наконец-то, представилась возможность ни о чем не заботиться и просто отдыхать, во-вторых, потому, что рядом были самые близкие друзья.

-- Место встречи изменить нельзя?

-- Это была очень смелая и практически неразрешимая задача, но нам удалось предварительно договориться о встрече у моря. Благодаря этому каждый день и каждый вечер приобрел свою удивительную неповторимую окраску.

«В моем домашнем арсенале имеются интересные экземпляры огнестрельного оружия»

-- Кроме вечеров в кругу друзей, какие виды активного отдыха вы предпочитаете?

-- Я страстный охотник, очень люблю рыбалку, но занимаюсь этим, увы, крайне редко. Приходится ограничиваться коллекционированием холодного оружия: от простеньких перочинных ножиков до кинжалов. А еще в моем домашнем арсенале имеются интересные экземпляры огнестрельного оружия.

-- В связи с этим вас никогда не упрекали в мальчишестве?

-- Кроме журналистов, никто. Правда, сейчас я вошел в тот возрастной период, когда главным делом жизни становится строительство дома. Не дачи и не виллы, а просто дома, уютного и светлого. Когда архитектор спросил, каким я его вижу, я ответил: «Представьте большой комфортабельный корабль, эдакий непотопляемый «Титаник» с просторными палубами».

-- Вас не настораживает утверждение: «Как яхту назовете, так она и поплывет»?

-- Нет. Все это суеверие. Главное, чтобы на моей «бригантине» для каждого гостя -- а их может быть человек 20--30 -- нашлась своя «каюта», в которой бы они себя чувствовали уютно.

-- Вот вы говорите: корабль, корабль… Это просто игра актерского воображения или форма действительно соответствует названию?

-- По крайней мере, мне так кажется. Архитектор постаралась на славу. Знаете, как только выдается свободная минутка, я сажусь в машину и мчусь по Минскому шоссе в свое Тучково.

-- Аристарх Евгеньевич, неловко об этом говорить, но сейчас все так дорого…

-- Это моя самая большая радость, воплощение давнишней мечты. А воплощение мечты, как известно, стоит недешево. Все заработанные деньги я вкладываю в обустройство дома. Даже сейчас закрываю глаза -- и вижу свой сухопутный корабль.

-- И это вы называете отдыхом?!!

-- Просто отдыхать -- это не по мне. Попробуйте оторвать меня от дела, и я моментально начну чахнуть, болеть и духовно, и физически. Начну скрипеть зубами и страдать. Но стоит мне сесть в автобус, поезд или самолет, это состояние моментально проходит. Как только колеса начинают петь свою дорожную песню, у меня внутри что-то оживает, я начинаю подпрыгивать от радости, словно зайчик какой-то: «Работа, работа!»

-- Да вы трудоголик!

-- Просто не могу сидеть на месте. Моя профессия дарит уникальную возможность общаться с интересными людьми, ездить по разным городам и странам… Если бы я не стал артистом, обязательно стал бы путешественником. Я люблю коллекционировать впечатления, ведь потом они превращаются в мои роли. Работа актера -- это каждый раз встреча с новым материалом, человеком, судьбой. Каждый раз профессиональное испытание на прочность, изобретательность, неординарность сценических решений. И хорошо, если режиссер верит в тебя и разрешает играть роль так, как ты ее чувствуешь.

«Собираюсь сыграть криминального авторитета»

-- И в каких же последних кинофильмах вы проходили испытание на прочность?

-- В 1998 году я закончил сниматься в фильме «Князь Юрий Долгорукий» у замечательного режиссера и актера Бориса Петровича Химичева. Потом была картина «Рикошет», состоялась премьера фильма «На заре туманной юности». Я исполнил небольшую роль губернатора Воронежа, современника великого российского поэта Алексея Кольцова. На данный момент я задействован в двух фильмах. Из-за отсутствия денег обе картины «ползут» уже очень долго. Так что сейчас я живу в ожидании следующей работы. Сложность еще и в том, что одна из ролей написана по уже известным канонам. Но я верю, что ее можно будет вырулить в нужном направлении и сделать моего героя нормальным живым человеком.

-- Представление звучит как извинение. Не рано ли оправдываться за еще не сыгранную роль? Кто же ваш герой?

-- Он представитель мафии, точнее, авторитет одной крупной криминальной структуры.

-- Вам не кажется, что данная тема изрядно затаскана и «обсериалена»? Как вы могли согласиться на такую роль?

-- Увы, прошли те времена, когда из 10 сценариев можно было выбрать один или два. Сейчас так редко запускаются фильмы, что соглашаться можно с закрытыми глазами. А вот сделать так, чтобы потом не было тошно и мучительно больно за эту роль, -- это уже дело профессии. Всегда нужно знать, чем «болеет» твой персонаж, что он любит или не любит. Каким его видят окружающие и кто он в своих собственных глазах. Пока мне вроде бы удается избегать шаблонов.

-- Давайте вернемся к вашей любимой теме путешествий. Вам никогда не хотелось сделать телевизионную программу по образу и подобию «Клуба путешественников» или «Непутевых заметок»?

-- На эту тему нет. Но у меня была своя программа, она называлась «Москва златоглавая» и просуществовала около двух лет. Благодаря ей я открыл в себе совершенно новое качество. Мне было интересно подходить на улице к людям, задавать им вопросы, как говорят журналисты, «раскручивать», завоевывать доверие и вызывать на откровенность. Мне посчастливилось трижды брать интервью у Его Святейшества Патриарха Всея Руси Алексия II. А когда из Третьяковской галереи в Стретинский монастырь перевозили главную икону нашего отечества Владимирскую Божью Матерь, я даже участвовал в эскорте, сопровождающем сейф с национальной святыней. Как ведущий я рассказывал о дворянстве и купечестве, историческом прошлом Москвы, о храмах, чудодейственных иконах и о том, как воссоздавался храм Христа Спасителя. С самого первого выпуска мы постоянно следили за тем, как возводятся стены, купола… Вы не поверите, но у меня даже есть кусочек от главного креста. Мы приехали снимать очередной репортаж, и я увидел на земле маленький золотой осколочек. Как оказалось, он откололся от самого большого креста храма. Приклеить его было практически невозможно, и я взял реликвию себе на память.

-- Кроме золотых сюрпризов провидения, есть ли у вас какие-то «закономерные» подарки?

-- Звания, премии, награды… А нынешним Дворянским собранием за роль в фильме «Русский роман» я был жалован его сиятельством князем Голициным дворянским перстнем.


«Facty i kommentarii «. 18-Июль-2000. Культура.