Политика

К следующим парламентским выборам компартия в своем первозданном виде вообще перестанет существовать?

0:00 — 21 июля 2000 eye 337

Похоже, лишь работники завода «Арсенал» и особо продвинутые в политике сограждане знали, что в доме культуры этого предприятия недавно прошел учредительный съезд новой коммунистической партии -- КПУ(о). Уставшие от политических перипетий последних месяцев, даже сами партийные функционеры еще не могут без запинки сформулировать основные идеологические постулаты новосозданной структуры.

Казавшийся монолитным левый лагерь дал первую невидимую трещину еще в период президентской кампании

Но из прозвучавшего на съезде можно сделать вывод, что лозунги молниеносно плодящиеся в последнее время партии левого толка просто заимствуют друг у друга: уже набивший оскомину «вождизм» одиозных левых лидеров, нарочито декларируемая неспособность к компромиссам и т. д. Словом, традиционный «джентльменско-коммунистический» набор словосочетаний, за которым угадываются далеко идущие стратегические цели политических сил совершенно иного спектра. Интересно, понимают ли это сами коммунисты и иже с ними?

Если же задаться вопросом, как именно возникают противоречия внутри, казалось бы, крепких в идейном отношении партий, то можно отследить достаточно любопытные закономерности. Хотя кажется, будто изобрести что-либо «свежее» в давно известных политических рокировках просто невозможно, каждый новый политический сезон даже в рамках одной парламентской сессии привносит свои особенности. И если в прошлом году обыватель не переставал удивляться, с какой скоростью «размножаются» партии правого спектра именно перед президентскими выборами, то в этом году его воображение будоражит традиционно считающийся нерушимым левый спектр парламента. На сей раз «размножение» происходит в преддверии возможных внеочередных парламентских выборов.

Еще более интересный вопрос -- чем закончится «дробление» левой идеи? За правый электорат нешуточная борьба идет уже давно, и сторонники ортодоксальной левой идеи окажутся перед достаточно проблематичным выбором, когда поймут, что до сих пор они не раз просто попадались на крючок нещадно эксплуатируемой левой концепции развития общества. Вряд ли «прозревшие» люди с легкостью отдадут свои голоса бывшим оппонентам. Левоцентристский спектр у нас уже до отказа заполнен недавно отпочковавшимися от СПУ Мороза поборниками «Справедливости», называющими себя левой силой, членами партии и одноименной парламентской фракции Петра Порошенко «Солидарность», а также различными депутатскими объединениями, призванными составить конкуренцию скандально известной «Антимафии» Григория Омельченко и Анатолия Ермака. Понятное дело, что в таких лабиринтах ищущему политической правды народу нетрудно и заблудиться …

Доселе казавшийся монолитным левый лагерь дал первую невидимую трещину еще в период президентской кампании -- когда лидер КПУ Петр Симоненко вполне правдоподобно заработал свое второе место. Но спастись от уже вполне искреннего гнева своих соратников оказалось непросто: все помнят, как муссировались слухи об отстранении товарища Симоненко от руля партии на ближайшем съезде. Тогда обошлось.

По скорости создания новых левых партий можно судить об усилении влиятельности совсем других политических сил

Сейчас же «ревизионисты» от старой КПУ, можно сказать, взяли реванш, а обновленную партию возглавил не кто иной, как бывший член фракции ПСПУ, а ныне член депутатской группы «Трудовая Украина» Михаил Савенко, что также весьма символично. Во всяком случае, лучше выполнять некую тактическую задачу, возглавив новую партию, чем просидеть около трех месяцев на балконе сессионного зала, как это делали бывшие коллеги товарища Савенко прогрессивные социалисты.

И если тактические маневры местного значения Петр Симоненко выиграл, оставшись для потомков главой помпезной КПУ, то в стратегическом плане это очевидный проигрыш. Не исключено, что к очередным парламентским выборам (даже если они будут проходить по партийным спискам) Компартия в своем первозданном виде вообще перестанет существовать, а ее сторонникам придется искать себе новые симпатии. Если такое случится, то наверняка подобный расклад на архитектуре нового большинства следующего созыва скажется положительно. Но тогда компромиссы придется заключать уже не с левыми, а с гораздо более самоуверенными правыми партиями.

Интересен еще один нюанс, характерный именно для завершившейся сессии. В самом ее начале, когда наблюдатели с интересом констатировали, какое небывалое доселе количество бизнесменов пришло в Верховную Раду, в кулуарах парламента пользовался популярностью лозунг «Капиталисты, купите себе по коммунисту». Однако не прошло и двух лет, как непоследовательность проводимой левыми политики (дебоши в зале во время принятия Земельного кодекса, синхронное с членами фракции «Батькiвщина» голосование по внесению поправок в закон об энергетике и т. д. ) привела к тому, что «уводить» из этого лагеря стали не только отдельных, нестойких в вере депутатов, но и целые фракции. Ведь по скорости создания той или иной альтернативной партии в стане левых вполне можно судить об усилении влиятельности совсем других политических сил.

Все происходящие за последнее время процессы в конечном итоге привели к тому, что «гнать» так называемую большую политическую волну левые уже не смогут. А это существенно оздоровит весь процесс законотворчества, что не может не радовать.