Спорт

Олимпийская чемпионка инесса кравец: «как только захожу в здание аэропорта, у меня сразу возникает желание выпить коньяка»

0:00 — 21 июля 2000 eye 1302

Ровно 5 лет назад украинская спортсменка установила рекорд, который до сих пор так никому и не покорился

Меньше двух месяцев осталось до старта Олимпийских игр в Сиднее. Разумеется, каждый из украинских спортсменов связывает с этими соревнованиями самые радужные надежды. Инесса Кравец — олимпийская чемпионка, победительница и рекордсменка чемпионата мира в тройном прыжке, а также обладательница Кубка мира и олимпийской серебряной награды по прыжкам в длину — небезосновательно надеется завоевать свою третью олимпийскую медаль. Интересно, что ровно пять лет назад на чемпионате мира в Гетеборге Инесса установила мировой рекорд в тройном прыжке — 15 метров 50 сантиметров. По сей день улучшить этот результат никому не удалось…

«Прежний мировой рекорд я улучшила на 41(!) см»

-- Инна, а ты тот рекордный прыжок хорошо помнишь?

-- А разве можно его забыть? Ведь я улучшила прежний мировой рекорд сразу на 41 сантиметр! Откровенно говоря, до сих пор не понимаю, как мне это удалось. В первых двух попытках я сделала заступы, и третья ошибка была бы уже фатальной. На стадионе «Уллеви» ветер менял силу и направление каждую секунду. В такой ситуации разумнее было бы прыгнуть наверняка, пусть не очень далеко, зато без заступа. А я вдруг решила рискнуть! Помню, судьи возились возле ямы с песком как никогда долго. Они объявили результат только, наверное, минут через пять…

Кстати, тот рекордный прыжок у меня записан на видеокассету, и я часто смотрю его дома. Ведь по технике он был просто отменным! И сейчас, когда на тренировках мне что-то не удается, я допускаю ошибки, то включаю видеомагнитофон и сравниваю. Между прочим, это очень помогает.

-- Ты что, все свои прыжки записываешь на видеокамеру?

-- А без этих записей разобрать допущенные ошибки почти невозможно! Вообще от просмотра видеозаписей много пользы. Я часто смотрю, как прыгают лидеры у мужчин. К примеру, британская звезда тройного прыжка, неоднократный чемпион и рекордсмен мира Джонатан Эдвардс. У него потрясающая техника!

-- Кстати, об Эдвардсе… Зарубежные газеты много писали о том, будто накануне победного старта британец подарил тебе свою фотографию, обладающую магической силой…

-- Бред сумасшедших! Журналисты меня тогда просто достали! На самом деле все было совсем не так. После квалификационных прыжков я возвращалась в гостиницу, а у выхода со стадиона дети раздавали всем желающим календарики с фотографиями знаменитых легкоатлетов. Я взяла календарик с портретом Эдвардса. Ну а журналисты уж постарались нафантазировать один хлеще другого… Умеете вы высасывать из пальца сенсации…

-- Может, журналисты выдумывали о тебе истории еще круче?

-- Слава Богу, до этого не доходило. Хотя такое вполне могло быть. Хорошо, мне хватило ума никому не проговориться, что я — майор погранвойск. А то еще выдумали бы историю, как я ловила нарушителей границы…

«В карты могу играть очень долго»

-- Инна, тебя не раз приглашали на ежегодный бал чемпионов-легкоатлетов в Монте-Карло, где спортсменов чествует сам принц Монако Альбер. Зрелище, наверное, незабываемое?

-- В принципе, ничего особенного. Это в первый раз, в 1995 году, я ходила с большими от восторга глазами. Огромный дворец, шикарно накрытые столы, шампанское, джазовый оркестр… Было очень красиво и впечатляюще! Помню, принц Альбер постригся тогда наголо. Оказывается, он побился об заклад со своими партнерами по сборной княжества по бобслею (принц Альбер — большой любитель спорта, был капитаном национальной команды Монако по бобслею — С. Д. ), которые были уверены, что он на этот шаг ни за что не решится. Но Альбер, как истинный монегасск, слов на ветер не бросал…

-- Наверное, на этом балу все были одеты по последнему крику моды?

-- Естественно! Кстати, вечернее платье, в котором я там была, так ни разу больше и не надевала. Его, наверное, уже моль съела…

-- Почему же оно висит без дела? Неужели ты вообще нигде не бываешь?

-- А куда я могу это платье одеть? В ресторан, на дискотеку? Буду тебе очень благодарна, если подскажешь, куда в Киеве я могу пойти в декольтированном платье с разрезами…

-- Ну, не знаю… А что, появиться в нем в ресторане будет слишком вызывающе? И, вообще, ты ходишь в рестораны?

-- Да, на Подоле, где я живу, есть очень хорошие рестораны. Но туда я предпочитаю приходить в другой одежде. А еще часто бываю в боулинг-клубе…

-- Что, любишь сбивать кегли?

-- Представь себе, не очень. Могу, конечно, поиграть, но недолго. То же самое касается бильярда, хотя у меня, вроде, получается хорошо. А вот в карты зато могу играть часами!

-- В преферанс? И большие у вас ставки? Или играете на спички, конфеты?

-- Я играю не ради того, чтобы выиграть, а просто из любви к самой игре. Впрочем, проигравший, как правило, раскошеливается на торт.

-- А как насчет казино?

-- Рулетку не люблю, зато обожаю «блэк-джек». Я — человек азартный, но мне жалко впустую просаживать деньги. Ведь выиграть практически невозможно…

-- Тогда вернемся к ресторанам. Я знаю, что тебе больше по душе спортивный стиль одежды. Но ведь ты не ходишь туда в кроссовках? Как чувствуешь себя на каблучках?

-- Неуверенно. Но если ситуация требует — надеваю туфельки на каблуках и цокаю. И в ресторан — тоже.

-- Блюда какой кухни ты предпочитаешь?

-- А без разницы! Я, вообще, люблю хорошо покушать. Поэтому никакую кухню особо не выделяю. Правда, японскую недолюбливаю.

-- За что ж ты так японцев?

-- Ну не люблю я суши, не люблю! Хотя к самим японцам отношусь хорошо. Они очень приятные люди. Ну и страна у них, конечно… У меня, когда в первый раз туда прилетела, было ощущение будто попала на другую планету. Хотя цены у них тоже космические. Помню, в аэропорту был случай. Продавали там яблоки, огромные, сочные… Я когда их увидела, у меня сразу слюнки потекли. Яблоки были упакованы в коробки по четыре штуки. И стоила одна такая коробка 100 долларов! Говорю продавщице, что хочу купить только два. Она — ни в какую! Видимо, ломать коробку не хотела…

-- Чем еще тебе запомнилась Япония?

-- Ой, да там все необычно! У них ведь все кругом написано на их родном языке — нигде нет ни одного английского слова. Даже в туалете. Из-за этого случались просто умопомрачительные и смешные истории. Был случай, когда с нами в команде в Японию впервые прилетели две молоденькие девчонки. Их номер в гостинице оказался рядом с моим. Не успела я и вещи разложить, как одна из них прибегает ко мне: «Инна, подружка в туалет пошла, а там нет ни туалетной бумаги, ничего… Одни кнопки кругом. Она нажимать их боится, а выйти оттуда не может — дверь не открывается!» Пришлось ее выручать, объяснять, какая кнопка что означает.

А еще было дело: мы приехали в Японию сразу после того, как там произошло сильное землетрясение — баллов 7-8. Полгорода — в развалинах. Нас поселили в единственную, пожалуй, уцелевшую гостиницу. В ней этажей, наверное, больше ста. А мы чуть ли не на последнем. И такое впечатление, что эта гостиница просто качается! Я и так высоты ужасно боюсь, к окну страшно было подойти, а тут еще кругом ужасные последствия этого землетрясения… Я сама была похожа на последствие землетрясения…

-- Боишься высоты? Как же ты в самолетах-то летаешь?

-- А вот так и летаю! Как только захожу в здание аэропорта, у меня сразу же возникает огромное желание выпить коньяка. Чтобы, как говорится, напиться и забыться…

-- А как ты вообще относишься к спиртным напиткам?

-- Если честно, то никак. Могу иногда позволить себе красного вина или чуть-чуть коньяка. Но только чуть-чуть!

«С мужем мы… допрыгались»

-- У тебя есть друзья среди представителей других видов спорта?

-- Конечно!

-- И среди футболистов тоже?

-- Вот среди футболистов, к сожалению, нет. Хотя я очень люблю футбол. Раньше сама часто играла на тренировках. Кстати, я смотрела почти все матчи чемпионата Европы.

-- И за кого болела?

-- Сначала за португальцев. Мне у них очень понравился Нуно Гомеш! Красивый парнишка, и забил много… А когда португальцы вылетели, стала болеть за итальянцев. Среди них тоже есть симпатичные ребята — Паоло Мальдини, Филиппо Индзаги…

-- Гимнасткам и фигуристкам болельщики любят дарить мягкие игрушки. Я знаю наших спортсменок, у которых этими игрушками заполнена вся квартира. А что они дарят легкоатлеткам?

-- Ничего не дарят! Разве что цветы…

-- Надо же… Получается, ты ничего не коллекционируешь?

-- Почему же? У меня своеобразное увлечение: я коллекционирую косметику! В мире парфюмерии так часто появляется что-нибудь новенькое, в таких красивых коробочках, упаковочках, что я просто не могу удержаться от массовых покупок.

-- Можно сказать, что это твое хобби?

-- Мое хобби — два кота дома. Шиншиллы. Один серебристого цвета, другой — золотистого. Вот и вожусь с ними, воспитываю. Вредные они…

-- Инна, а на кухне ты умеешь приготовить чего-нибудь вкусненькое?

-- Нет, руки не из того места выросли. Конечно, я могу приготовить элементарное, но стоять у плиты каждый день — упаси Боже! Было время, три месяца подряд я честно осваивала премудрости кулинарии. Но скоро стала ненавидеть всех гостей. Да и времени как такового не было: после двухразовых тренировок сил на приготовление обедов просто не остается. Словом, хозяйка из меня никудышняя…

-- И как к этому относится твой муж?

-- А чего ему жаловаться? У нас есть домохозяйка — она и готовит, и убирает.

-- А как ты вообще познакомилась со своим мужем?

-- Он тоже спортсмен, прыгун с шестом. Мы часто встречались на сборах. Он прыгал, я прыгала… Вот и допрыгались!

-- Муж у тебя строгий?

-- Смотря в чем. К примеру, как-то заявил мне, что пока я тренируюсь, за руль машины он меня не пустит. И не пускает! Впрочем, я и сама не сильно рвусь. В Киеве такие лихие водители! Помню, неделю ездила сама — потом еще две недели содрогалась от воспоминаний.

«Прыжками я зарабатываю себе на жизнь»

-- Инна, почему ты вообще увлекать прыжками в длину, а, например, не бегом и не волейболом?

-- Моя мама — тренер по легкой атлетике, так что у меня просто не было выбора. Правда, она тренировала прыгунов в высоту…

-- В таком случае, чего тебя «понесло» не в высоту, а вдаль?

-- До 14 лет я как раз покоряла высоты. А когда «вспорхнула» на 1,78 метра — выше своего собственного роста — испугалась. Как уже говорила, я боюсь высоты. Вот и тогда, в четырнадцать, не смогла себя перебороть. А прыгать в длину как-то спокойнее…

-- Почему же ты вдруг переключилась на тройной прыжок? Ведь прыгала себе в длину, проблем не знала. Хорошо ведь прыгала: «серебро» на Олимпиаде, победа в Кубке мира…

-- Когда тройной прыжок ввели в программу Олимпийских игр — грех было не попробовать. Хотя он мне не очень нравится: есть большой риск получить травму.

-- И, тем не менее, выходишь на старт уже шесть лет подряд…

-- Ну так ведь у меня хорошо получается!

-- Инна, такой банальный вопрос: почему ты до сих пор прыгаешь? Казалось бы, золотая медаль на прошлой Олимпиаде в Атланте стала венцом твоей спортивной карьеры. Выиграно все, о чем только можно мечтать! Да и, извини, тебе было уже 30 лет… Неужели в спорте остался какой-то стимул, который заставляет тебя прыгать по сей день?

-- Мне сложно ответить однозначно… Не так-то просто оставить занятие, которому посвятила большую часть своей жизни. Занятию действительно любимому. Ну и потом, мне ведь надо как-то зарабатывать себе на жизнь! А у меня как раз тот редкий случай, когда я в состоянии зарабатывать, занимаясь именно любимым делом. Не скрою, когда два года назад получила серьезную травму и мне сделали операцию, в голову лезли мысли все бросить. Думала родить ребенка и отдать все время ему. Но ведь своего последнего слова в большом спорте я еще не сказала. Есть силы, и есть желание стремиться к новым победам. Хотя последствия травмы все еще сказываются, не так давно на турнире в Словении я показала пятый результат в мире по итогам соревнований нынешнего года. Значит, еще способна, еще могу…

-- Но ведь до Олимпийских игр в Сиднее осталось всего ничего!

-- Это только так кажется. На самом деле до Олимпиады еще очень много времени. За этот срок я планирую принять участие где-то в десяти стартах, чтобы подойти к самому ответственному турниру в наилучшей форме. В Сиднее я буду стартовать и в тройном прыжке, и в прыжках в длину. Кстати, в последнем виде у меня только серебряная олимпийская медаль. И в Австралии я очень постараюсь придать этой награде золотой оттенок!

-- Инна, а что тебе надо для полного счастья?

-- Хорошенький вопрос! Сказать, что как Шуре Балаганову — пять тысяч с лишним… Нет, ерунда все это. Здоровья мне надо! Чтобы не было травм, болезней. Когда человек здоров — он уже может считать себя в какой-то мере счастливым…