Спорт

За две олимпийские медали и мировой рекорд бегунья надежда олизаренко получила 7 500 рублей

0:00 — 28 июля 2000 eye 1084

А чтобы поддержать на московских Играх тяжеловеса Султана Рахманова, из Днепропетровска приехал его друг-повар
«ФАКТЫ» попытались выяснить, чем же запомнились Игры-80 главным героям, ставшим в тот год олимпийскими чемпионами. Несмотря на бойкот и отсутствие в Москве многих сильнейших атлетов мира, борьба за медали оказалась напряженной. И для советских спортсменов та Олимпиада так и осталась одним из самых ярких впечатлений в жизни. Жаль только, что большинство олимпийцев с развалом Союза остались за бортом. После Олимпиады по-разному сложились судьбы этих людей. В разговоре одни жаловались на безызвестность и тяжелую жизнь, а другие — даже на нищету…

Единственный советский олимпийский чемпион по толканию ядра Владимир Киселев хотел бы жить в другой стране

- Я хотел бы жить в другой стране, — на такой невеселой ноте начал разговор первый и пока единственный в истории советский и украинский олимпийский чемпион по толканию ядра кременчужец Владимир Киселев.  — Ведь только у нас забывают людей, которых в былое время величали триумфаторами. Многие знаменитые в прошлом спортсмены продают свои медали, половина из них — нищие. У меня дома стена увешана медалями, но это все, что я имею…

За десять лет в большом спорте я участвовал в 120-ти соревнованиях, в 112-ти — победил. Объездил 57 стран, установил около двух десятков рекордов, 2 европейских, олимпийский рекорд. Московскую Олимпиаду вспоминаю, как праздник души. Мне тогда было 23 года. Условия для спортсменов в Москве создали великолепные, питание было отличным — море фруктов, черной икрой «давились», ложками ели.

За победу на Олимпиаде получил 3 442 рубля. Машину не купил, о чем вы? На эти деньги можно было разве что половину «жигуленка» приобрести. Мой олимпийский рекорд — 21 м 35 см — продержался 16 лет! Только на Олимпиаде-96 в Атланте американец его «одолел».

Всю ночь перед соревнованиями Надежда Олизаренко прокручивала каждый сантиметр своей дистанции

В легкоатлетическом турнире сборная СССР завоевала 15 золотых, 14 серебряных и 12 бронзовых наград. На высшую ступеньку пьедестала почета в Москве поднимались украинские легкоатлеты Юрий Седых (метание молота), Надежда Ткаченко (пятиборье), Виктор Бураков (эстафета 4X100 м), Татьяна Пророченко и Нина Заскова (эстафета 4x400 м).

Одним из самых выдающихся достижений тех игр был мировой рекорд (он же олимпийский) в беге на 800 метров Надежды Олизаренко — 1. 53,43 мин. Олимпийский рекорд Олизаренко за 20 лет (!) никому так и не удалось превзойти. Кроме золотой медали, Надежда Олизаренко выиграла еще и бронзу — на дистанции 1500 м. В 1987 году ИААФ присвоило нашей соотечественнице почетное звание «Лучшая бегунья на 800 метров всех времен».

- Два десятка лет для меня пролетели, как миг, — вспоминает Надежда Олизаренко, проживающая ныне в Одессе.  — Прекрасно помню каждое мгновение московской Олимпиады, ставшей триумфом моей спортивной карьеры. 27 июля 1980 года мне удалось установить мировой рекорд, почти на полторы секунды улучшив свое же мировое достижение полуторамесячной давности.

В дни проведения игр спортивный график был очень напряженным, и, чтобы отстраниться от суеты, царившей в Олимпийской деревне, и мандража, я выезжала на подольскую базу. Родом я из Брянска, очень люблю лес, тишину и спокойствие. Перед решающим днем не спала всю ночь — очень волновалась, мысленно прокручивая в голове каждый сантиметр дистанции. Я отлично подготовилась и не могла допустить даже в мыслях, что проиграю — для меня это стало бы трагедией.

По сегодняшним меркам мою победу Родина оценила очень скромно — я получила орден Дружбы народов и денежную премию: по 4 500 рублей за каждую дистанцию да плюс за мировой рекорд — в общем, насчитали около 10 000 рублей. После вычета налогов осталось 7 500 рублей. В Одессе, куда мы переехали с мужем, нам дали квартиру, мы купили кое-что из обстановки и машину. Через год после Олимпиады-80 у нас с мужем родилась дочь.

Деньги за олимпийскую победу самый сильнейший человек планеты Султан Рахманов прогулял с друзьями в ресторане

В турнире тяжелоатлетов на Олимпиаде-80 было установлено 23 олимпийских и 13 мировых рекордов. Первенствовали на московских Играх, как и четыре года назад, атлеты сборной СССР, завоевавшие 5 золотых медалей и 3 серебряные. 30-летний днепропетровский атлет Султан Рахманов завоевал «золото» в супертяжелой весовой категории. Впервые за двенадцать лет ему удалось возвратить в Украину звание «Сильнейший человек планеты». На Олимпиаде-80 Рахманов забрал этот титул у самого Василия Алексеева — двукратного олимпийского чемпиона и автора 79-ти мировых рекордов.

Турнир тяжеловесов стал на Олимпиаде одним из самых интригующих. В стартовом протоколе соревнований значились 12 атлетов, в итоговом остались только восемь. Четверо сошли, не осилив начального веса. Среди них оказался и двукратный олимпийский чемпион Василий Алексеев! Фиаско российского богатыря не ожидал никто. Ни один из участников турнира тогда не рискнул выступить на максимуме своих возможностей, кроме днепропетровского атлета. Рахманов уверенно шел к победе. В рывке он поднял 195 кг, установив новый олимпийский рекорд. В толчке атлет побил свой личный рекорд — 245 кг. Результат Султана Рахманова  — в сумме 440 кг (повторение олимпийского рекорда) — принес ему золотую медаль, а сборной СССР — первое место в общекомандном зачете.

- Самым незабываемым впечатлением тех олимпийских игр, безусловно, была моя победа, — поделился с читателями «ФАКТОВ» Султанбай Сабурович.  — За это достижение в Москве в Георгиевском зале мне вручили орден Трудового Красного Знамени, а в Киеве в Октябрьском зале — Почетную грамоту Президиума Верховного Совета. Эти награды сейчас хранятся в моем музее. А деньги за победу — 3 655 рублей — до дома «не доехали». Я прогулял их с друзьями из Ташкента в одном из московских ресторанов.

Жили мы на подольской спортбазе, которая охранялась как военный объект. Но все равно некоторым атлетам, недовольным столовской едой, продукты передавали родные и друзья, которые специально приезжали и селились под Подольском. В Днепропетровске моим личным поваром был Михаил Ярулин, работавший в студенческом кафе института физкультуры. Он приехал «поддержать» меня на Олимпиаду: готовил еду специально для меня и для сборной СССР по тяжелой атлетике.

После завершения карьеры олимпийские чемпионы в других странах не знают никаких проблем в поисках средств к существованию. А у нас… Я получаю персональную пенсию — 255 гривен, разве ж это деньги? До сих пор так и не получил звание «Почетного гражданина города»… Я президент днепропетровского отделения Международной ассоциации инвалидов и ветеранов спорта, которым стараюсь помогать. К сожалению, на пять лет затянулось строительство спортивно-оздоровительного комплекса, где бывшие спортсмены могли бы бесплатно лечиться. 6 июля мне исполнилось 50 лет. Решил сделать землякам подарок — на стадионе устроили спортивный праздник, отметили и мой юбилей, и 20-летие победы на Олимпиаде. Правда, для этого мне пришлось продать свой «джип»…

В Москве двукратный олимпийский чемпион Александр Колчинский впервые попал в Большой театр и посмотрел балет «Щелкунчик»

На Олимпиаде-80 чемпионами по вольной борьбе стали киевляне Анатолий и Сергей Белоглазовы и Илья Мате из Донецкой области. А супертяжеловес Александр Колчинский из Киева повторил успех Олимпиады в Монреале, завоевав «золото» на турнире по греко-римской борьбе.

- О том, что я двукратный олимпийский чемпион, вспоминают нечасто, — рассказывает Александр Колчинский, ныне председатель киевского спортивного клуба «Гарт».  — Отдал спорту 20 лет, но ни о чем не жалею. Самые приятные минуты в жизни — когда стоишь на пьедестале и играет гимн СССР. Нашу команду на Олимпиаде-80 называли звездной — мы взяли 7 «золота», 2 «серебра» и «бронзу». Этот результат уже никогда, наверное, не повторится. Тогда нашему старшему тренеру Виктору Игуменову дали орден Ленина. Недавно встречались с ним на чемпионате Европы, вспоминали тот памятный день 25 июля, когда я выиграл Олимпиаду. Правда, радость победы была омрачена известием о смерти Владимира Высоцкого, творчество которого мне очень нравится…

В Москве сделали все возможное, чтобы социалистическая страна не ударила в грязь лицом: были доставлены лучшие продукты, повара. Олимпийская столовая работала круглосуточно. Чего там только не было — и жабы, и куры, и рыба, отборные фрукты-овощи. Для нас, советских спортсменов, подобное изобилие, да еще бесплатно, было в диковинку. Я в еде неприхотлив, предпочитал простую пищу — мясо, борщик, картошечку, селедочку.

Жизнь в Олимпийской деревне кипела — круглые сутки работали дискотеки, бары, правда, только безалкогольные. Самым оживленным местом в центре деревни была площадь, которую называли «ченч». Там менялись значками, майками… Еще мне запомнился культпоход в Большой театр. Олимпийцам организовали экскурсию на балет «Щелкунчик». Я впервые попал в знаменитый театр, так что мне повезло.

За победу на Олимпиаде получил орден Трудового Красного Знамени и орден «Знак Почета». Денежная премия составляла 5 000 рублей. Для ориентира хочу напомнить, что «Волга» тогда стоила 15 000 рублей, а «Жигули» — 7 000. Добавив денег, купил себе машину. Через три года меня с почестями проводили на тренерскую работу. Мог бы еще выступать — и мастерство осталось, и сила, а вот дух утратил, устал от побед…