Культура и искусство

На фестивале «таврийские игры» земфира пообещала не провалиться ниже пояса

0:00 — 28 июля 2000 eye 929

Ключевой вопрос фестиваля: кто круче -- «ВВ» или «Status Quo»?

Фестиваль «Таврийские игры», музыкальное шоу (20-23 июля, Каховка)

Фестиваль могуч. Даже газету свою выпускает. Журнального типа. В ней по поводу «ТИ» высказываются, конечно, наши звезды. Очень честно оценил фестиваль Слава Вакарчук: «Откровенно говоря, я всегда относился к «Таврийским играм» скорее, как к хорошему отдыху, чем как к бескомпромиссному фестивалю». Я тоже далек от мысли оценивать качество исполнителя, руководствуясь только зрительским ором и визгом, -- ведь общая атмосфера праздника располагает к всеядности и нетребовательности. Но в чем нельзя усомниться наверняка, так это в том, что «Таврийские игры» -- важнейший показатель, большой смотр всей музыки, что сделана за год -- и в этом главная ценность фестиваля.

«Status Quo»… Наши-то «ВВ» покруче будут… »

Поскольку все это я уже наблюдал по долгу службы в течение года, казалось, достаточно будет только расставить галочки -- и дело сделано. Не тут-то было. Видимо, оттого, что на сцене за четыре дня прошло очень много чего, была возможность сравнивать, во-первых, и воспринимать все глобальнее, с высоты птичьего полета -- во-вторых. Из-за того, что впремешку с нашими выступали еще и россияне, и совершенные иностранцы, «Таврийские игры» подарили автору ряд открытий и разочарований, невозможных в других условиях. Спешу поделиться. Все знали, чем первый день закончится, и ждали откровений только от «Status Quo». И напрасно -- не уставай сомневаться, как говорил один гинеколог. Начался первый день выступлением группы «Холки» из Чехии. Честно говоря, я не знаю, зачем было приглашать на фестиваль слабую чешскую копию «Spice Girls» -- приглашение, скорее, преследовало не музыкальные цели, а что называется «дружбу народов». Открытием же первого дня стала девушка по имени Росава -- победительица нескольких фестивалей, поющая настоящий этник -- этническую музыку в современой обработке. Кое-кто, помнится, запричитал, что, мол, Росава и собой хороша, и умна не в пример другим, а коротать ей свой век на обочине украинского музыкального процесса -- не поймет, дескать, народ, не оценит, уж больно мудрено. Ну, с нашего народа спрос невелик, а вот если на Западе мы вообще чем-то интересны, то именно модернизированной этно-музыкой. Так что Росава -- девушка правильная, а главное, мыслящая на 10 лет вперед, что тоже отличает ее от коллег. К сожалению, это впечатление слегка подпортил сам концерт -- прозвучала Росава не шибко хорошо -- может, оттого, что для фестиваля музыканты аранжировали этно-музыку шибко припопсованно.

Ну вот от «ВВ» никто уж точно не ожидал откровений -- и вновь промашка!.. Вообще «ВВ» -- это загадка. Несколько безусловных мыслей по поводу нашей классики. «ВВ» перестала быть группой и превратилась в украинский миф, символ -- вместо гопака, наравне с салом, шароварами и варениками. «ВВ» -- безусловно, лучший и самый успешный на сегодняшний день продукт украинской культуры -- не шоу-бизнеса, потому, что «ВВ» вышли за рамки шоу-бизнеса. Непонятно, как, занимаясь этим делом уже 10 лет, парней несет с прежней силой. В кулуарах же носились фразы просто кощунственные -- «А наши-то «ВВ» покруче «Status Quo» выступили». Приехали, что называется.

«Status Quo» отыграли очень правильно, и даже с угаром, но 35 лет для такой группы -- это уже, конечно, слишком. Не буду описывать, как ревели трибуны во время «Теперь ты в армии» -- большинству присутствующих «Status Quo» был известен только только благодаря этой песне. В остальном -- ленивый рок-н-ролл в духе 70-х, энергичные баллады -- весьма традиционная музыка, традиционное исполнение, стандарты вроде билтловской «Рок-н-ролл а мьюзик». Молодое поколение не умеет танцевать рок-н-ролл -- вот что я понял во время концерта. Зато благодаря «ВВ», кажется, фанаты придумали новый интернациональный танец -- назовем его «гоп-а-ролл». Поскольку он органично сочетает в себе элементы двух танцевальных культур -- украинской и африканской.

Девиз второго дня фестиваля: «Земфира -- наш президент»

Если прелесть первого дня заключалась в милых отдельностях-частностях, то второй день был красив именно своею завершенностью. Чем и заслужил титул самого концептуального рок-дня. И вновь, помимо хедлайнера дня -- Земфирочки, -- мощным селевым потоком со сцены неслись звуки «Танка на майданi Конго», «Грин Грея», «Океана Эльзы». «Танок» (ура!) наконец-то застолбил себя в сознании масс -- в головах зрителей название группы теперь совместилось с картинкой. Духовые и электронные, реповики-весельчаки, современный, плотный звук, не свойственная репу глубина текстов и полет. Под тяжестью «Грин Грея» обрушилась традиционная Каховка, превратившись на один вечер в альтернативную. Не завидую тому, кто выходит на сцену после «ГГ», -- пейзаж, как после мировой войны -- сознание нарушено, эмоции исчерпаны, головешки дымятся. «Океану Эльзы» удалось восстановить пошатнувшееся сознание и вернуть в мир гаримонию -- Слава Вакарчук был в белом, с бородой и в новых синих очках, внушая непривычную солидность. Пара хитов вернула к нормальной жизни, а песня «Ото була весна», впервые прозвучавшая на «Максидроме» два месяца тому, расцвела в том виде, в каком была задумана. Теперь это сбитый, сыгранный натуральный шейк, совершенный и воздушный. Всего несколько слов, а как они его играли!.. а как звучал электророяль!.. «Ото була весна» официально прошу считать песней «ТИ-2000».

Теперь Земфира. Тем, кто видел ее раньше, бросалось в глаза, насколько она изменилась. Стала уверенней и спокойней. На пресс-конференции отвечала коротко и внятно. Особенно хорошо -- на вопрос «испортил ли вас шоу-бизнес?». «Шоу-бизнес -- это большая яма, в которую ты летишь, -- ласково пыхнула сигареточкой З. -- И тут главное -- не провалиться ниже пояса». Мне кажется, это хороший ответ на вопрос. Наиболее емкое, четкое и честное, без сюсюканий определение модели поведения в новых условиях. Для любого шоу-бизнеса.

Ее концерт похоронил скептиков и воодушивил сочувствующих. Выросло качество -- концерт сочетал в себе чувственность и рациональность, что бывает крайне редко. Все было продумано, все замирало и взрывалось в соответствии с логикой произведения, но при этом З. умудрялась сохранять еще и некоторый зазор для искрености. Словом, это был лучший из концертов «ТИ», сравнимый по силе только с выступлением наших «ВВ». Перед З. снимаю шляпу -- если так пойдет дальше, ее ждет будущее покруче, чем у Кое-кого. Пока еще видны некоторые прорехи, но З. переиграла всех в главном: в совершенной артистической и просто уверенности в себе. «Земфира -- наш президент» -- было намалевано бдительными фанатами на молу возле каховского причала. Тонко.

«Медленные танцы всегда хороши. Если нету парня -- быстро подыщи»

Третий день вышел размытым, нечетким. Из виденного выделялись две команды -- российский «Лакмус» и белорусский «Ляпис Трубецкой». И хотя украинские исполнители того дня излучали значительно меньше энергетики, да и по классу игры заметно уступали, но, как оказалось, при хорошем контроле -- за живым звуком, а это кардинально меняет и все остальное (спасибо «Таврийским играм») -- смотрятся гораздо лучше, чем в прежние годы, это все же уровень (особенно это касалось Юрченко и Кравчука). Зато «Лакмус» стал еще одним открытием фестиваля -- совершенно неоперенные мальчики и крохотуля-девочка, а насколько правильно чувствовали брит-поп, как верно держали ритм, как не побоялись утяжелить, насколько это возможно, гитарную поп-музыку. А ведь группе -- без году неделя. У этих новых поп-девочек нет дешевых соплей, никакого разлюли, они знают, о чем поют. Во время их концерта и возникло еще одно обобщение -- а именно: нас можно поздравить и наши старания не прошли даром: эпоха булановых, ветлицких, овсиенко, кажется, закончилась.

Что же до «Ляписа», то тут, конечно, дело не в музыке и даже не в текстах -- а в том мощном, положительном энергическом напоре, дурновато-бородатом юморе, который всепобеждающе идет со сцены. Дождь, который обычно начинался на фестивале в самый интересный момент, был встречен июльскими тезисами: «Лампочки мигают, музыка звучит, нас с тобою, зритель, никто не разлучит» и «Медленные танцы всегда хороши, если нету парня -- быстро подыщи» (в этом смысле, как и в другом, на «ТИ» как раз проблем не было -- А. А. ). Под финал исполнилась мечта металлистов -- наконец-то песни попсюков взялись переделывать в тяжелой обработке -- в тот день качественному переосмыслению подвергся хит «Руки вверх» «Я по тебе скучаю».

Между прочим, музыка продолжалась на фестивале и после концертов: в баре одного из кораблей все ночи подряд резвились «Танок на майданi Конго», Скрипка и «Status Quo» (вместе!), Дизель (пропагандист фанка не изменил себе ни на йоту) и пр. Но лично мне более всего запомнился В. Павлик, который пел рок-н-ролл так, что мне стало жаль его фанов и «Территорию А»: они этого никогда не услышат!..

Свеча догорела

Четвертый день. Все уже выдохлись, но не дождаться Пугачевой было бы глупо. О совместном явлении в заключительный день Пономарева и Могилевской мы уже писали в предыдущем номере, поэтому остановимся в этот раз на двух других персонажах: словацкий проект «D-NIGHT», слабая копия «Слайдера», тоже оказался на «ТИ», видимо, из-за той же «дружбы народов». А вот наш «Скрябин», который в этом году отсиживался в студии, вдруг показал совершенно новую и искреннюю программу. В «Скрябине» по-прежнему привлекает отсутствие навязчивого веселья и нарочитого разнообразия: они по-хорошему нудны, то, что называется, на своей волне, и никакие новые веяния их не гребут. В этом смысле особенно показательна была «Пiсня бультер'єра»: социальная, в духе сов. рока, бодрая и злая. «Що з того, що ми тепер Европа -- у мене голова, така, як … ». Совершенно честные, светлые, нужные ребята.

Ну и, наконец. Во-первых, скажу, если уж на то пошло, что Земфиру встречали намного активнее. Но дело даже не в этом. А в том, что на концерте Пугачевой я ничего не почувствовал, музыка звучала на редкость однообразная и деревянная, песни пелись новые, спорного качества -- да и Пугачева, как мне кажется, для подобных шоу совершенно не приспособлена. А. Б. заметно скучала -- того веселья уж нет, все эти монологи между песнями я уже слышал, и они по-прежнему вызывали оскомину. Но один мне запомнился. «Я давно обожаю поэзию Пастернака», -- сказала А. Б. , как всегда легко и непринужденно. В принципе, после этого уже можно было уходить. Потому что потом в исполнении А. Б. прозвучала широко известная песня на стихи «обожаемого» поэта под названием «Свеча». Тем, кто ее аранжировал, стоило поискать другую профессию. Про исполнение я вообще ничего не скажу. Из любви к тому же поэту. (Еще о культуре: я просто тихо сполз, когда услышал реплику одной местной девочки, которая говорила подруге: «Узнаешь?.. Это же песня Сказиной… ») Без комментариев. На «бис» Пугачеву не вызвали.