Политика

В израиле создано министерство, пытающееся объединить противоположные мировоззрения

0:00 — 6 июня 2000 eye 301

А возглавляет его раввин, который выступает против того, чтобы священники были политиками

В Государстве Израиль, созданном сравнительно недавно -- чуть более полувека назад, живут сегодня выходцы из многих стран мира. В том числе и из стран бывшего Союза. Поэтому вопросы адаптации новых израильтян к жизни на земле обетованной местные власти традиционно относят к приоритетным. Новый израильский премьер Эхуд Барак, пришедший к власти в прошлом году, создал в своем правительстве новое министерство, занимающееся вопросами израильского общества и связями с международной еврейской диаспорой. Возглавил его Михаэль Маликор, который недавно побывал в Украине.

Примечательно, что новый министр… раввин. Причем потомственный: он родился в семье раввина в Копенгагене, а свой сан получил после обучения в высших религиозных учреждениях Израиля.

«Израиль -- общество либеральное и плюралистическое»

-- Господин министр, что входит в сферу интересов вашего ведомства?

-- Главная моя работа -- устанавливать и поддерживать связи с еврейскими общинами, разбросанными по всему миру. Конечно же, посещение любой страны в качестве члена правительства имеет политический оттенок, но основная цель моих зарубежных поездок -- знакомство с состоянием дел общины и ее нуждами, чтобы определить, чем наше правительство может ей помочь.

-- Что же вы увидели у нас в стране?

-- Между Украиной и Израилем установились очень хорошие отношения, что, естественно, отражается и на условиях, которые предоставлены еврейской общине. Сегодня ее представители имеют возможность практически полностью жить своей общинной жизнью, оказывать помощь нуждающимся, выполнять религиозные обряды… Конечно же, надо отметить помощь в этом со стороны украинских властей. Во времена советского режима таких возможностей не было. Поэтому все, что делается здесь сейчас, начиналось практически с нуля. В этом отличие существования еврейской общины в Украине от диаспор, живущих в других странах западного мира.

-- Планируете ли вы какие-нибудь новые адаптационные программы для тех людей, которые сегодня выезжают в Израиль?

-- Наше ведомство не выполняет функции министерств социальной защиты или образования. Наша цель -- создание «мостиков» между различными слоями еврейского общества. Государство Израиль и израильское общество -- общество иммигрантов. Оно дало кров выходцам из 130 стран. У нас есть люди и правых, и левых политических убеждений, люди с капиталистическим мировоззрением.

Мы определяем себя как общество либеральное и плюралистическое. Но сейчас есть опасная тенденция: сложившиеся внутри общества группировки заботятся лишь о своих интересах. Конечно же, можно понять, когда определенные круги через своих представителей в кнессете отстаивают свои интересы. Но если они замкнутся только на себе, возникнет опасность развала общества. Поэтому задача нашего министерства -- найти инструмент, который смог бы объединить или примирить абсолютно противоположные мировоззрения. Достичь этого можно, безусловно, только при помощи диалогов. Людям из каждой социальной группы необходимо дать ощущение того, что они не ущемлены, не дискриминированы и что у них есть свое место в мозаике израильского общества. Я, например, ортодоксальный раввин, возглавляю партию, представители которой преимущественно исповедует ортодоксальный иудаизм. Но вместе с тем я борюсь против закрепления религии с помощью законов -- это мешает развитию израильского общества.

«Всю жизнь я пытался ломать стереотипы и объединять общество, в котором жил»

-- И каким образом вы попытаетесь достигнуть компромисса?

-- Одна из конкретных программ -- создание института компромиссов. Такой институт существует во Франции, и его возглавляют известные в обществе люди. Не политические деятели. Они пытаются привести к общему знаменателю конфликтующие социальные группы путем переговоров.

-- Наверное, для этого вы, лицо духовное, пришли в политику?

-- Лично я выступаю против того, чтобы раввины были политиками. Израиль -- это вообще-то общество молодое, еще недавно боровшееся за собственное существование, и очень заполитизированное. Надеюсь, что вскоре будет урегулирован ближневосточный конфликт и мы мирно заживем с нашими соседями. Сейчас начинается новый этап развития нашей нации, создается ее, так сказать, новый дизайн. Этот процесс обязательно отразится на следующих поколениях. Именно поэтому я и пришел к выводу, что у меня нет иного выхода, кроме как пойти в политику и изнутри повлиять на существующее положение. Но все мои друзья и, конечно же, жена надеются, что это будет продолжаться не очень долго.

-- Вы получили Премию терпимости в Институте Нобеля в Осло. Что это за премия, и за что вас наградили?

-- Всю жизнь я пытался ломать стереотипы и объединять общество, в котором жил. Кроме того, я много лет занимался межнациональными конфликтами -- и по поручению израильского правительства, и в рамках программы Института Эли Визеля. В каждой «горячей точке» земного шара мы организовывали конференции, на которых пытались проанализировать ситуацию и найти решение проблем. Так что, образно говоря, если победа киевского «Динамо» приведет к какому-нибудь конфликту, мы будем решать и эту проблему.