Нехватка средств заставляет искать альтернативные источники финансирования
Украинская станция «Академик Вернадский» расположена в благодатном по антарктическим меркам месте: зимой там не бывает холоднее 30 градусов мороза, летом сходит снег и температура колеблется в пределах 2--4 градусов тепла. Не удивительно, что падких на экзотику западных туристов здесь бывает по нескольку тысяч за летний сезон, подходят круизные суда, яхты Англичане, передавшие Украине станцию, бойко торговали в свое время сувенирами и одеждой с антарктической символикой. Расценки немалые, достаточно сказать, что за конверт со штемпелем станции брали около доллара. На «Академике Вернадском» зимует уже пятая по счету украинская экспедиция, но воспользоваться коммерческой практикой предшественников наши пока не решались, хотя денег на экспедиции из года в год недостает. А на прошлой неделе научно-технический совет по Антарктиде постановил: нужно зарабатывать на туристах.
-- Первые гости на станции появились накануне Нового года, -- рассказывает начальник отзимовавшей экспедиции Александр Михо. -- Затем мы сбились со счета, сколько туристов у нас перебывало. Но мы не могли им предложить ничего, кроме бесплатных экскурсий по станции и ее окрестностям (она расположена на уютном острове Галиндез в непосредственной близости от материка). Ничего не заработали, самим пришлось потратиться на закупку провизии на судах -- наши-то запасы за зиму сильно истощились.
-- Думаю, торговать можно не только на станции, -- вступает в разговор директор Украинского антарктического центра Валерий Литвинов. -- На пути в Антарктиду, в Аргентине, мы познакомились с капитаном яхты. За путешествие к берегам ледового континента он берет с туристов по 5 тысяч долларов. Набирает по пять--шесть человек, так что за рейс зарабатывает 25--30 тысяч. Мы вполне могли бы договариваться с такими капитанами, чтобы они привозили к нам туристов, а также давать им для реализации товары с символикой станции. Безусловно, очень много на этом не заработаешь, но хоть какой-то приработок получить можно. Мы намерены вплотную заняться другими внебюджетными источниками финансирования экспедиций. Сейчас считаем хорошим показателем, если на год государство выделяет нам чуть больше миллиона гривен. А в прошлом году получено еще порядка 500 тысяч долларов. Полярники, вернувшиеся сейчас с зимовки, получали лишь по 900 гривен в месяц. Это самая низкая зарплата в Антарктиде. К счастью, для участников отправившейся на зимовку экспедиции мы добились оклада в 2000 гривен.
Впрочем, главное, что станция успешно работает. Причем круг исследований расширяется. Например, с этого года начинаются наблюдения за грозами (!) над Антарктидой, продолжаются работы по изучению озоновых дыр. Напомним, впервые такую «дырку» в 50-е годы обнаружили именно над станцией «Академик Вернадский». А для изучения изменений в организме полярников в ходе зимовки у них будут брать пробы волос.
-- Современная методика, в которой задействовано большое количество компьютерной техники, позволяет по небольшой пробе волос определять, какие токсичные вещества накоплены в организме человека, -- рассказал заведующий отделом Института физиологии АМН Украины Сергей Гуляр.
Однако Украинский антарктический центр не смог, опять же из-за нехватки денег, заказать разработку ни одного прибора специально для программы исследований на станции. Также не удавалось оплачивать обработку собранных в Антарктиде научных данных. Более того, были случаи, когда энтузиасты на свои кровные готовили эксперименты. Нормальным такое положение дел не назовешь. Словом, «левы» заработок полярникам будет совсем не лишним.