Конструкторы АНТК им. Антонова вернулись к проекту воздушного старта
Идея не нова -- ее начали разрабатывать еще в 70-е годы. Выгода несомненна: самолетом ракету можно доставить на экватор, откуда старты в космос наиболее дешевы -- требуется меньше горючего. Оба бывших советских космодрома, Байконур в Казахстане и Плесецк в Архангельской области, находятся на большом расстоянии от экватора. Запуски с них значительно дороже, чем, скажем, с американского на мысе Канаверал или французского в Гвиане. Поэтому выполнение проекта МАРК (межконтинентальный авиационно-космический комплекс) было для СССР особенно важным. Над ним бились вплоть до развала Союза, затем включали в планы Национального космического агентства Украины, но из этой затеи так ничего не вышло: то не было приемлемой промышленной базы, то денег. И вот недавно частное российское авиапредприятие из провинциального Воронежа, занимающееся грузовыми перевозками на украинских самолетах «Руслан», предложило реанимировать проект за средства частных инвесторов. Создана аэрокосмическая корпорация «Воздушный старт», в которую вошли ведущие предприятия России и Украины.
-- Проект МАРК разрабатывался в Киеве в АНТК им. Антонова на базе самолета «Руслан», -- говорит начальник опытного отдела по авиационно-космическим системам, доктор технических наук Иван Сердюк. -- Сейчас россияне хотели было сделать ставку на свой дальний бомбардировщик М-3 (им доставляли на Байконур части советского космического корабля многоразового использования «Буран»). Но бомбардировщик не подошел, да и специалистов по воздушному старту среди его разработчиков нет. Так нас вновь привлекли к этому проекту. Мы стали головной организацией по превращению «Руслана» в самолет-носитель для воздушного старта и разработке необходимого наземного оборудования.
По одному из вариантов воздушного старта, ракета сжатым воздухом выстреливается из специального контейнера. Затем над нею раскрывается парашют, чтобы придать ракете нужное положение, и после шести секунд свободного падения включаются двигатели. Самолет при этом не просто доставляет ракету на экватор, но и является первой ступенью, которую можно использовать многократно. Это еще более снижает себестоимость запусков. На создание нового ракетного двигателя уходит 5--7 лет, а мы выбрали уже готовый -- его разработали еще в 70-х годах для ракеты-носителя Н-1, предназначавшейся для полета на Луну. О надежности этого двигателя говорит тот факт, что его недавно закупили американцы для своих ракет. Более того, они приобрели право на его серийный выпуск.
Выбраны и ракеты для воздушного старта -- российские «Полет» и «Ямал». Проект может быть реализован уже через три года. Он обойдется в 120--130 миллионов долларов, но уже через 2,5 года после его воплощения можно рассчитывать на первую прибыль. Мы сможем выводить на низкую орбиту порядка 92% видов выпускаемых ныне спутников. Замечу, что низкие и средние орбиты ныне наиболее перспективны, поскольку на них в ближайшие годы будут выводиться сотни телекоммуникационных космических аппаратов. Цены на наши услуги будут примерно вдвое ниже, чем с наземных космодромов, так что заказчиков мы найдем.
-- Откуда может стартовать «Руслан» с ракетами?
-- Вариант «Руслана» Ан-124-100 получил международный сертификат, значит, имеет право летать по всему миру. Взлетать с ракетой он может с аэродромов, у которых протяженность взлетно-посадочной полосы не менее трех километров. А таких аэродромов сотни.
Консорциум «Воздушный старт» обратился к национальным космическим агентствам Украины и России с предложением включить проект в число национальных программ -- в расчете на то, что часть кредитов предоставят эти государства.
-- Для космических стартов планировалось использовать и сверхтяжелый украинский самолет «Мрия».
-- Наш проект МАКС (многоцелевые авиационно-космические системы), основными компонентами которого являются «Мрия» и орбитальный корабль «Молния-1», практически не движется. Зато «Мрия», похоже, после продолжительного простоя на аэродроме в Гостомеле под Киевом вновь поднимется в воздух. По распоряжению генерального конструктора АНТК им. Антонова Петра Балабуева ее следует привести в рабочее состояние и в следующем году продемонстрировать на крупнейшем международном авиасалоне в Ле Бурже.