В понедельник владельцы частного грузового транспорта провели в окрестностях Симферополя предупредительную акцию протеста против «непомерного налога» с владельцев транспортных средств, установленного Верховной Радой в июне прошлого года. Колонна из более 55 грузовиков совершила «марш» протеста из восточных и центральных районов полуострова к Симферополю и остановилась на объездной ялтинской дороге. В акции принимали участие частные владельцы грузового автотранспорта из Симферополя, Алушты, Евпатории, Судака, Феодосии, а также Белогорского, Джанкойского, Севетского, Кировского, Нижнегорского и Красногвардейского районов Крыма.
Владельцы грузовиков требуют уменьшения налога, который поступает в специальный территориальный дорожный фонд республиканского бюджета Крыма. Кроме того, участники акции требуют, чтобы 50% собранных в этот фонд средств направлялись в местные бюджеты на ремонт и содержание местных автомобильных дорог.
С участниками акции протеста встретился первый заместитель представителя Президента Украины в Крыму Михаил Рогожин, который пообещал довести требования митингующих до ведома Администрации Президента. Он обратил внимание на то, что налог с владельцев транспортных средств установлен законами Украины, и изменить его может только Верховная Рада.
В случае, если эти требования не будут рассмотрены до 1 июля 2000 года, водители проведут в Киеве организованные акции протеста, в которых примут участие их коллеги со всей Украины.
Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили начальника отдела нормативно-правовой и кадровой работы Государственного департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта Украины Романа Ивасишина:
-- Согласно принятому 16 июня 1999 года Закону «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов», годовая ставка налога на грузовые автомобили составляет от 10 до 20 гривен со 100 куб. см объема двигателя. Хочу отметить, что действие этого документа распространяется только на грузовой транспорт.
После принятия закона налог вырос в 7--8 раз. Например, если раньше владелец ЗИЛа платил 150 грн. в год, то теперь -- 600 грн. За КамАЗ нужно заплатить 1620 грн. (было 320 грн. ), а за МАЗ или КрАЗ -- 2200 грн. (ранее 370 грн. ). Естественно, владельцы импортных грузовиков с еще большим объемом двигателя соответственно и платят больше. Самое главное, что налог нужно вносить независимо от того, в рабочем состоянии автомобиль или нет.
Частные владельцы (физические лица) грузового транспорта платят налог ежегодно, единовременно, перед регистрацией, перерегистрацией и техническим осмотром машины. Юридические лица вносят этот налог ежеквартально равными частями.
Министерством транспорта подготовлено и направлено в Верховную Раду предложение об уменьшении налога с владельцев грузового автотранспорта в два раза. Кроме того, предлагается освободить от уплаты налога за неисправные автомобили, карьерные самосвалы и другие машины, которые не выезжают на дороги страны.
По мнению президента Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков Виталия Ревы, принятый в прошлом году закон может нанести сокрушительный удар по автотранспорту страны.
-- Разработчики закона, не вникая в суть вопроса, просто умножили количество зарегистрированных грузовых автомобилей на ставку налога и получили огромную сумму, которую якобы должен получить бюджет. Но это только на бумаге, -- считает В. Рева. -- Никто не учел, что большая часть транспорта неисправна или простаивает из-за отсутствия работы. Из всего грузового автопарка страны только 12--15% машин выходят на линию. Если в парке предприятия находится 50 машин, из которых выезжают только пять, то платить такой налог просто невозможно.