Но чем быстрее будет обнаружен этот редкий недуг, тем проще от него излечиться
Об этом паразитарном заболевании, возбудитель которого переносят комары, «ФАКТЫ» уже писали (9 июня 2000 года). Как утверждают специалисты, человек заболевание этим недугом крайне редко и легко переносит его. Животные же обречены на смерть. Однако киевские ветеринары, кажется, нашли способ лечения.
-- У человека дирофиляриоз встречается настолько редко, что информации о заболевании практически нет в медицинских справочниках, -- рассказывает заместитель главного врача Киевской СЭС Лариса Колос. -- Человек для личинки дирофилярии лишь промежуточный хозяин. Гельминт не достигает половой зрелости и не размножается в его организме. Выявляют паразитов окулист или хирург, когда больной обращается по поводу опухоли. Чаще личинка «селится» в области глаз, за ушами, на ногах, руках, так как эти места наиболее доступны для комаров. Врач извлекает паразитов из-под кожи, после чего в организме человека не остается никаких следов болезни. В крови человека паразит не откладывает личинки, поэтому по анализу крови диагностировать заболевание нельзя.
А вот в организме животных дирофилярии быстро размножаются, поэтому в крови постоянно циркулируют новые личинки. Анализ крови животного может подтвердить подозрения ветеринара. Животных рекомендуется обследовать ежегодно, чтобы выявить недуг на ранней стадии, когда он еще излечим.
-- Специалисты нашей клиники впервые столкнулась с этим заболеванием два с половиной года назад, -- говорит врач-ветеринар Киевской больницы государственной ветеринарной медицины Печерского и Старокиевского районов Сергей Величко. -- С того времени мы искали способы его излечения. Дело в том, что иностранные препараты от этого недуга в Украине не зарегистрированы, поэтому нам недоступны. Пришлось искать свои подходы. Три месяца назад после курса лечения одной собаки контрольный анализ не обнаружил возбудитель. Все животные остаются под нашим наблюдением, спустя полгода их повторно обследуют. Если заболевание больше не даст о себе знать, значит, мы нашли средство против дирофиляриоза. Однако излечение возможно только на ранних стадиях. К сожалению, большинство хозяев приводят к нам безнадежных животных. Поэтому напоминаем: если ваш четвероногий друг вдруг стал печальным, быстро устает, плохо ест, у него раньше времени появилась седина, обратитесь к ветеринару и обследуйте его на дирофиляриоз.
Но все же лучше избегать «комариных» мест. Кроме дирофиляриоза, комары переносят возбудителей около 50 опасных инфекционных и паразитарных заболеваний, в том числе малярии, туляремии, энцефалита.
-- Еще в начале 80-х мы разработали три биологических препарата для массового уничтожения комаров, -- рассказывает старший научный сотрудник лаборатории зоологии и экологии биологического факультета Национального университета им. Т. Шевченко Вилен Шеремет. -- До этого времени использовались химические препараты, но они были несовершенны: насекомые к ним быстро привыкали. Приходилось увеличивать дозу, что приводило к заражению окружающей среды. Биологические препараты не накапливаются в растениях, не загрязняют воду. Прежде чем применять, мы испытывали их действие на рыбах, лягушках, других насекомых. Препараты им не вредят, зато очень эффективны в борьбе с комарами. Уже на следующий день после обработки водоема существенно уменьшается численность комаров. Биопрепараты распыляют над водоемами в течение мая--июня раз в две--три недели. В зависимости от площади водоема это делают с самолета либо с земли. Личинки комаров заглатывают препарат и погибают. До 90-х годов биопрепаратами обрабатывали водоемы, находящиеся вблизи зон отдыха, в Херсонской, Николаевской, Одесской областях. Результаты были потрясающие: во-первых, комары не докучали отдыхающим, во-вторых, улучшились условия работы людей под открытым небом, в-третьих, на 30% повысились привес и надои скота. Но поскольку эти препараты разрабатывались совместно с ленинградскими учеными, после распада Союза авторское свидетельство и права на изобретение остались в России. Покупать же препараты у соседей нам теперь не по карману. Гораздо дешевле было бы производить собственные. Наша лаборатория готова разработать аналогичный биологический препарат, который будет стоить в три раза дешевле российского, однако у нас пока нет средств ни на разработку новых технологий, ни тем более на закупку импортных препаратов.