Украина

Чтобы рассчитаться с бывшими вкладчиками сбербанка, украина будет требовать от россии возврата долга в 150 миллиардов долларов

0:00 — 17 июня 2000 eye 824

На днях в вопросе о выплате сбережений бывшим вкладчикам Сбербанка наметился новый поворот. Предложен еще один способ достать деньги, которые государство обязалось выплатить людям, чьи вклады обесценились в первые годы независимости Украины.

Напомним, что такая попытка уже предпринималась. Для возмещения гражданам нанесенного ущерба были выпущены компенсационные сертификаты (КС), на которые, по замыслу депутатов и чиновников, каждый вкладчик должен был получить «добрый ломоть» госсобственности. Затея закончилась провалом. На аукционы за компенсационные сертификаты так и не выставили ничего стоящего, и цена КС в результате не намного превышала стоимость бумаги, на которой они были напечатаны. Естественно, погасить недовольство вкладчиков таким образом не удалось. Они еще больше разозлились.

Теперь же Верховная Рада предложила пойти другим путем и достать настоящие деньги. Где? В России. Ведь именно туда перед распадом СССР ушли средства украинских вкладчиков. Подробнее о новой идее рассказывает один из ее авторов, народный депутат Украины Вячеслав Кириленко.

«Согласно договоренности, Украина должна получить 84,3 миллиарда советских рублей»

-- Охотно ли согласились депутаты с предложением потребовать у России денег?

-- На рассмотрение Верховной Рады было вынесено два проекта. Первый предусматривал внесение изменений в существующий закон о компенсации сбережений граждан. В том случае, если бы Верховная Рада приняла эти поправки, а Президент подписал, правительство обязано было бы поднять данный вопрос перед Российской Федерацией. Но закон не приняли. За него проголосовали только 213 депутатов.

Второй проект предусматривал принятие постановления Верховной Рады. Оно хоть и не имеет силы закона, но тоже является нормативным актом. Постановление и было принято большинством голосов (265 депутатов). В этом документе говорится о том, чтобы рекомендовать Кабинету министров поднять перед правительством Российской Федерации вопрос о погашении задолженности.

-- Почему эта идея появилась именно сейчас?

-- Она не нова. Переговоры о возвращении Россией денег, изъятых из сбербанков союзных республик, ведутся на государственном уровне с конца 1991 года. Результатом переговоров стало подписание соглашения о принципах и механизмах раздела внутреннего долга СССР от 13 марта 1992 года. Это соглашение предусматривало поэтапное возвращение Россией упомянутых средств.

Ясно, что, поскольку выполнение данного соглашения требовало больших усилий и затрат со стороны Российской Федерации, ее правительство не проявило и до сих пор не проявляет заинтересованности в решении этого вопроса.

Раньше же принять подобное постановление было невозможно из-за того, что в Верховной Раде доминировали левые фракции. А они, на мой взгляд, лоббируют интересы России в украинском парламенте. Однако теперь, с созданием парламентского большинства, принятие таких решений стало возможным.

-- Кто со стороны России подписал соглашение?

-- Премьер-министр.

-- Какую сумму, согласно договоренности, должна получить Украина?

-- 84,3 миллиарда советских рублей. Естественно, существует вопрос: как выразить эту сумму в иностранной валюте. Мы исходим из того, что на момент распада СССР официальный курс был 0,56 рубля за доллар. Таким образом, по нашим подсчетам, Россия должна Украине около $150 миллиардов.

«Россия долгов не признает»

-- Ясно, что российское руководство не будет в восторге от такой постановки вопроса. Как вы считаете, удастся ли добиться его положительного решения?

-- Перспективы решения этой проблемы могут быть различными. Однако никто не вправе отрицать, что Россия регулярно поднимает вопрос о долгах Украины, но забывает о том, что у нас тоже есть долги. Я считаю, что наше правительство должно иметь на переговорах с российским руководством такой весомый аргумент, как признание Верховной Радой существования долга России перед Украиной.

-- Вряд ли удастся добиться от России согласия выплатить $150 миллиардов, хотя бы потому, что у нее их нет. Возможно ли принятие каких-либо компромиссных решений, или Украина будет договариваться о выплате всей суммы «живыми» деньгами?

-- Одно дело -- постановка вопроса, и другое дело -- реальный результат. Во всяком случае, Украина может (да, собственно, теперь обязана) ставить вопрос о взаимном погашении долгов. То есть возможны компромиссы, устраивающие обе стороны и не предусматривающие денежных расчетов.

-- В странах СНГ вклады в Сбербанке компенсируют по-разному. В Украине, например, принято, что 1 советский рубль стоит 1,05 грн. В России вклады возвращают в соотношении 1 российский рубль за 1 советский. То есть у нас рубль давнишних сбережений оценен приблизительно в 20 центов, а у россиян в пять раз дешевле. А согласно постановлению, мы собираемся получить за каждый рубль $1,78.

-- Поскольку так называемый «нулевой вариант» не ратифицирован Верховной Радой, мы предлагаем вернуться на стартовые позиции и исходить из ситуации, существовавшей на момент распада Советского Союза.

-- Получается, что государство признало свой долг перед вкладчиками в размере около 84 млрд. грн. , а от России хочет получить $150 млрд.

-- Вот вы говорите, что получить $150 млрд. от России нереально… Я же считаю, что взять у украинского государства 80 млрд. гривен еще менее реально. А реальной задачей, на мой взгляд, является решение проблемы взаимной задолженности между нашими странами. И Верховная Рада данным постановлением дает правительству официальное основание для такой постановки вопроса.

-- Ставили ли подобный вопрос перед Россией другие страны СНГ?

-- Ставили, но не решили. К России обращались Туркменистан, Грузия, возможно, другие страны. Но они ничего не получили. Россия, как правонаследница Советского Союза, оставила за собой активы, и вместе с тем она не признает долгов. Это общее отношение России ко всем бывшим республикам СССР.


«Facty i kommentarii «. 17-Июнь-2000. Экономика.