Происшествия

Начальник участковых инспекторов могилев-подольского горрайотдела милиции вырастил в лесу плантацию конопли. И приобщил к прибыльному бизнесу двух коллег

0:00 — 17 июня 2000 eye 1809

В Ямпольском районном суде Винницкой области началось рассмотрение уголовного дела «наркобаронов»

У 30-летнего лейтенанта милиции, начальника участковых инспекторов Могилев-Подольского горрайотдела УМВД Украины в Винницкой области Владимира Д. , были хорошие перспективы на службе. Настоящий профессионал, он добивался самых высоких показателей в раскрытии преступлений, неоднократно был отмечен благодарностями руководства, коллеги его ценили и уважали. Да вот судьба-злодейка решила испытать стража порядка на прочность, и испытания он не выдержал…

Участок со «стратегическим» сырьем затерялся в лесной глуши

Планы у Владимира были грандиозные. И он уже мысленно подсчитывал барыши -- 200 тысяч долларов коренным образом изменили бы жизнь скромного милиционера.

Согласно материалам предварительного расследования, проведенного следователями Винницкой областной прокуратуры, именно начальник участковых инспекторов милиции Владимир Д. предложил 25-летнему Руслану К. выращивать коноплю и изготовлять из нее марихуану для продажи. Руслан был недавно осужден на три года лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора -- так печально закончился его первый опыт возделывания небольшого участка земли под коноплю. Естественно, он был крайне удивлен, услышав такое предложение от офицере милиции. И согласился далеко не сразу. Но уверения Владимира в том, что он, уважаемое в райотделе лицо, в случае чего сможет прикрыть своего партнера, развеяло все сомнения.

Семена конопли остались у Руслана от первого засева -- они не являются наркотическим веществом, поэтому и не изымались. Согласно договоренности, он должен был не только посеять коноплю, но и присматривать за ней, собрать листья и соцветья, когда придет время, а также изготовлять наркотики.

Теперь нужно было подыскать подходящий участок земли для засева. Сделать это самому Владимиру оказалось не под силу, и он посвятил в свои планы участкового инспектора Александра З. и оперуполномоченного уголовного розыска Виктора Л. Коллеги согласились поспособствовать в этом, понятное дело, рассчитывая на вознаграждение. Поисками участка они озадачили знакомого лесника Григория Ж. , объяснив ему, какое «стратегическое» сырье будет выращиваться в лесной чаще на скрытом от людских глаз уголке земли. Соблазненный баснословным, как для него, вознаграждением в 5 тысяч долларов, лесник предложил несколько вариантов таких тайных уголков. Владимир выбрал один из них -- в Вендичанском лесничестве, рядом с селом Подлесное.

Подлесное -- крохотное сельцо, где, практически, живут одни старики. Оно затерялось в зарослях шиповника и жимолости среди крутогоров Подольской низменности, далеко от трассы и от других сел. И лесок около него почти дикий, там-то и была новоявленными наркодельцами облюбована лужайка под коноплю. Руслан засеял около десяти соток.

Конопля -- трава неприхотливая и в особом уходе не нуждается. Иногда целые ее колонии стихийно разрастаются неподалеку от отстойников старых ферм, и бдительные стражи правопорядка вынуждены принимать меры для уничтожения наркосырья. Но возделывающий плантацию с коноплей Руслан К. почти каждый день приезжая в лес, заботливо ухаживал за растениями, и шуршание зеленых листьев во время сладостных минут отдыха напоминало ему вожделенное шуршание бумажной зелени. Предвкушение скорого обогащения превратило его жизнь в настоящий праздник. Предварительно спросив разрешения у Владимира, он, чтобы не было так одиноко, да и помощь не помешала бы в предстоящих «сельхозработах», пригласил в лес своего младшего брата.

Через некоторое время труженик плантации ошарашил своего босса сообщением, что кто-то срезает верхушки растений. «Неужели какой-то чужак пробрался в этот укромный уголок?» -- забеспокоился Владимир. Посоветовавшись с Александром и Виктором, он обязал Руслана неусыпно сторожить коноплю, и тому пришлось переселиться в лес, в домик родственника лесника, находившийся неподалеку от сулившей немыслимые прибыли конопли.

Вкалывающий на плантации конопляный агротехник постоянно испытывал чувство голода. Подкармливали его лесники, и он всякий раз несказанно радовался принесенным ими тормозкам. Иногда Руслана навещала его подружка. Девушка никак не могла понять, почему ее любимый переселился в лес. Руслан утешал ее, да и себя тоже, что скоро все образуется.

В августе пришло время собирать урожай и нужно было решать, где его складировать, сушить и перерабатывать. Выручил родственник лесников, на летней кухне у которого временно обосновался Руслан. Он предоставил наркодельцам свой дом. Конечно же, небескорыстно -- расплатиться с ним пообещали из будущей прибыли.

«Пусть я лишусь погон, но от дела не отступлю!»

Владимир снабдил своего работника всем необходимым для изготовления наркотического вещества — плотной бумагой, которую стелили под коноплю во время просушивания, бумажными мешками, ситами разных размеров, чтобы перетирать через них высушенные растения, картонными коробами. Впрочем, боссу и его коллегам по райотделу все казалось, что работают братья медленно, но Руслан заявил, что теребить коноплю -- очень трудоемкий процесс, и неплохо бы им с братом найти пару помощников. На эту роль согласились лесник и его жена, и дело пошло быстрее.

А торопиться надо было -- в райотдел поступила оперативная информация о лесной наркоплантации. Проверить эту информацию поручили… начальнику участковых инспекторов Владимиру Д. Он побывал в лесу и, естественно, никакой конопляной плантации не обнаружил, о чем и отрапортовал начальству. Через некоторое время Владимир снова получил задание прочесать лес. На подмогу ему дали… одного из его сообщников. Понятное дело, что свою плантацию милиционеры опять не обнаружили.

Но вот уж никак не входило в их планы, что эту же оперативную информацию начнут проверять сотрудники линейного пункта милиции на станции Могилев-Подольский. Кипя от злости, наблюдал за ними спрятавшийся в укрытии Руслан. Ему было хорошо слышно, как милиционеры переговариваются, видно, как входят в дом, где в комнате подсушиваются горы наркосырья, как взбираются на чердак, тоже заваленный коноплей. Когда милиционеры из линейного пункта ушли, он известил об их визите супругов-лесников. Понимая, что теперь уголовной ответственности им не избежать, те предложили сжечь дом своего родственника вместе с доказательствами их преступной деятельности — необработанной коноплей и готовой марихуаной. Но Владимир запретил это делать, пообещав, что все уладит. И, поторапливая собирающих оставшуюся на участке коноплю, вместе со всеми стал обрывать листья и соцветия.

С работниками линейного пункта он не договорился -- в тот день встретиться с ними не удалось. А вскоре хозяина, сдавшего свой лесной домик под производство конопли, задержали, и Владимир решил спрятать мешки с наркосырьем у своих родителей. Некоторое время спустя перепрятал их в более надежное место -- у дальних родственников в другом селе. Он просто неистовствовал, восклицая: «Пусть с меня сорвут погоны, но я доведу дело до конца!»

Озабоченный спасением выращенного урожая, большая часть которого уже была перетерта на марихуану, Владимир напрочь позабыл о безопасности своих сообщников. И вскоре был задержан основной работник конопляной плантации Руслан. В носке на левой ноге у него было обнаружено похожее на кусок пластилина вещество зелено-коричневого цвета. Экспертиза показала, что это гашиш весом 2,27 грамма. Не исключено, что он был изготовлен как раз из пыльцы тех самых верхушек конопли, которые якобы срезал кто-то чужой. Кстати, как было установлено наркологической экспертизой, Руслан лишь периодически баловался марихуаной и гашишем, наркотической зависимости у него нет. Он сразу же рассказал оперативникам о своей миссии на плантации, о Владимире и его коллегах. Расчет был прост: свои своего не возьмут, и дело замнут. Но так не случилось «наркобарона» и его сообщников из милиции свои задержали.

Увы, в ходе расследования служебной деятельности бывшего начальника участковых инспекторов милиции Владимира Д. установлен еще один факт, свидетельствующий о его алчности. Когда в Могилев-Подольский горрайотдел обратилась гражданка К. с заявлением о том, что ее избил сосед, начальник участковых инспекторов и его подчиненный, участковый Александр З. , прикинули, что эту ситуацию можно использовать с выгодой для себя. И убедили хулигана, что он может уйти от уголовной ответственности, заплатив штраф в размере 510 гривен. Когда тот принес 410 гривен, нечистые на руку милиционеры тут же уничтожили официальный документ -- акт судебно-медицинской экспертизы пострадавшей, в котором указывалось, что женщине были причинены телесные повреждения средней степени тяжести. Затем, не возбуждая уголовного дела, направили эти материалы в суд, оформив их как частное обвинение. А затем начали искать хулигана, «задолжавшего» им еще 100 гривен, но тот сбежал. Так что, кроме обвинения по основному эпизоду, Владимиру и Александру еще инкриминируется мошенничество и взятка.

Конечно же, этот и другие факты по обвинению бывших работников милиции еще предстоит доказать в суде. Коллегия по уголовным делам Винницкого областного суда приняла решение, что дело будет рассмотрено в Ямпольском районном суде Винницкой области. Задержанным предъявлено обвинение. И сейчас каждый из них защищается, как может. К примеру, труженик конопляной плантации Руслан К. пишет, что начальник из милиции запугал его и оказывал такое сильное психологическое давление, что отступать ему было некуда -- иными словами, он якобы вынужденно согласился на сделку. Хотя никаких фактов психологического «террора» следствием не установлено.

В свою очередь, «наркобарон» из милиции, раскаиваясь в содеянном, утверждает, что его подопечный Руслан К. сам уговорил его заняться наркобизнесом, и только после долгих раздумий он принял это нелегкое для себя решение. И то исключительно из материальных соображений. Ему не хватало милицейской зарплаты, чтобы содержать семью. А тут еще одна беда пришла -- попал в дорожно-транспортное происшествие. Надо было ремонтировать автомобиль, а средств на ремонт не было.

Впрочем, какие бы доводы сегодня не приводили подсудимые, четко прослеживается: действовали они с одним умыслом -- посеять коноплю для изготовления марихуаны, чтобы получить незаконную прибыль. И успели изготовить солидное количество наркотика -- у них изъято 92 килограмма 142,5 грамма марихуаны. Интересно, что о том, как они планировали реализовывать марихуану, на предварительном следствии наркодельцы не признавались.

«Милиция всегда будет избавляться от проникающей в ее ряды нечисти!»

-- Говорить о произошедшем трудно и больно, -- сказал корреспонденту «ФАКТОВ» заместитель начальника Могилев-Подольского горрайотдела по работе с личным составом Василий Скоробогач. -- Никак не пойму, что подвигло моих коллег на этот «подвиг». Ведь знали же, что ставят на карту благополучие своих семей, а ведь у каждого их них дети! Как только была обнаружена эта плантация конопли, а потом еще и оказалось, что к ее выращиванию причастны наши сотрудники, я этому не хотел верить. И Владимир Д. , и Александр З. во время предварительного расследования еще несколько дней находились на службе, хотя до выяснения всех обстоятельств дела служебные обязанности уже не исполняли. Их уволили с позорной формулировкой -- как дискредитировавших честь и достоинство работников внутренних дел. А Виктор Л. успел уйти на пенсию. Суд установит степень вины каждого из них, но ведь уже сейчас дурная слава о наркодельцах из милиции разнеслась по всей Украине. Честь мундира запятнана, и сотрудникам нашего горрайотдела еще долго придется отмываться от этой грязи.

-- Некоторые средства массовой информации, в том числе и столичные, сообщая об этом резонансном задержании, поспешили с публикациями язвительного характера, -- комментирует произошедшее начальник УМВД Украины в Винницкой области Валерий Бевз. -- Не надо делать скоропалительных выводов! Считаю, акценты в этом деле следует расставлять по-иному: милиция всегда будет избавляться от проникающей в ее ряды нечисти! Так произошло и в этом случае: сами сотрудники милиции изобличили оборотней, задержали их, дали этому делу широкую огласку.

-- К сожалению, слишком много в последнее время уголовных дел, где главными «героями» выступают бывшие работники милиции, -- подытоживает нашу беседу начальник поддержания государственного обвинения в судах Винницкой областной прокуратуры Юрий Касынюк. -- В том же Могилев-Подольском трое гаишников недавно осуждены за взяточничество. Факты взяточничества разоблачены и в Жмеринке. Рассматривая уголовные дела, мы пытаемся, как правило, разобраться в самой личности подозреваемых, но отнюдь не в социальной и материальной ситуациях, в которых они оказались. Работа милиционеров при небольшой зарплате, которая, к тому же, в то время, когда они принимали решение посеять коноплю, не выплачивалась несколько месяцев, и опасна, и трудна. Увы, такова наша печальная действительность. Но это ни в коей мере не оправдывает преступные пути поисков дополнительного заработка!

Рассмотрение этого резонансного уголовного дела находится на контроле в Министерстве внутренних дел и в Генеральной прокуратуре Украины.


«Facty i kommentarii «. 17-Июнь-2000. Право.