Культура и искусство

В следующий раз андрей жолдак будет ставить спектакль в замке дракулы?

0:00 — 17 июня 2000 eye 339

Узнав, что мне предстоит поездка на фестиваль в Сибиу с труппой Андрея Жолдака, я очень обрадовалась: в Киеве спектакль «Идиот» шел всего три вечера, и мне так и не удалось на него попасть.

По дороге мы чуть не заблудились…

Наш автобус больше суток накручивал километры серпантина по Румынским Карпатам (однажды мы даже заблудились), и когда мы, наконец, добрались до Сибиу (это небольшой старинный городок с населением около 150 тысяч жителей в центральной части Румынии), он показался нам уютным и гостеприимным. В настоящее время Сибиу -- студенческий город со множеством учебных заведений. Несмотря на то, что сейчас Румыния переживает не лучшие времена, в Сибиу функционируют три театра, филармония, Дом культуры, несколько концертных залов.

Театральный фестиваль в Сибиу впервые был проведен в 1992 году как студенческий, но очень скоро получил статус международного. Сюда съезжаются труппы из Германии, Франции, Канады, США, Испании, Великобритании. Город маленький, и фактически все, что здесь происходит, делается для участников фестиваля. В Сибиу много молодежи, которая и работает на фестиваль. Всюду царит атмосфера доброжелательства и взаимопонимания.

В этом году фестиваль проходил под названием «Альтернатива», речь шла скорее о театральной форме, потому что представленные спектакли были самого разного плана: французский водевиль, английский скетч, модерн-балет и, конечно же, драма, самое сильное впечатление в этом жанре произвел спектакль А. Жолдака «Идиот» по Ф. Достоевскому. В будущем году к фестивалю готовится проект, связанный с возрождением замкового кольца вокруг Сибиу. В замках будут ставиться спектакли по мотивам пьес драматургов, которые работают в странах, где проходили последние войны, -- это Югославия, Кувейт и так далее.

«Альтернатива»: фестиваль-2000

С вопросом, по какому принципу отбираются спектакли для фестиваля, я обратилась к продюсеру Андрея Жолдака Ярославе Бабинчук:

-- В принципе, каждый фестиваль тематический. В этом году он идет под названием «Альтернатива». Это философия каждого участника -- как он понимает задачу своей постановки. В прошлом году фестиваль условно назывался «Диалог», было несколько трупп из Африки, здесь они выглядели просто сюрреалистично.

-- Кто отбирает спектакли для фестиваля?

-- В основном его директор Константин Кирияку, команда у него очень маленькая, всего два человека. В этом году прошел семинар, посвященный альтернативному театру и различным театральным формам, философии театра как такового. В Доме культуре состоялся ежегодный так называемый открытый рынок спектаклей, на котором каждая компания имела возможность показать продукт своей творческой деятельности тем, кто отбирает спектакли для своих фестивалей, гастролей… Каждый год проходит выставка фотографий предыдущего фестиваля. Оргкомитет выпускает антологию современной драматургии, которая, как я сегодня узнала, широко используется студентами американских университетов. Публика здесь классная, принимают великолепно. Хоть это и глубинка…

-- А как попал на фестиваль Андрей Жолдак? Он ведь здесь не впервые?

-- Нет. Первый раз он попал сюда в 1998 году. Перед этим он отправил Кирияку видеокассету с записью своего спектакля «Кармен». И получил приглашение в качестве гостя показать его на фестивале.

-- И какова была реакция публики?

-- Это был единственный спектакль, который в антракте из-за технических проблем целый час перемонтировался, и час публика сидела в зале и ждала. Если после второго акта публика не уходит, это успех.

-- А чем, по вашему мнению, нынешний фестиваль отличается от прошлогоднего?

-- Каждый фестиваль имеет свою структуру. На других фестивалях просто вывешивается расписание спектаклей. Здесь же есть несколько фестивальных секций: «Большие драматические спектакли», «Музыкальный театр», «Танцевальный театр» и так далее.

Об «Идиоте», зрителях и не только

Ежедневно на фестивале можно было увидеть 3--4 спектакля, принять участие в пресс-конференциях, встречах, обсуждениях. Особое впечатление на меня произвел спектакль «Моцартиссимо» Театра балета Олега Дановского из Константы. Настоящий модерн-балет на музыку В. А. Моцарта! По вечерам выступал высокого класса рок-ансамбль из Канады. А театр масок из Бухареста?! Наконец, наступил день премьеры нашего спектакля -- «Идиот». Все волновались ужасно. Спектакль получился очень напряженный, сложный, с необычной сценографией и интересным музыкальным сопровождением (автор музыки -- композитор В. Ракочи), с массой условных, знаковых вещей, не всегда понятых зрителем. К концу первого акта публика настолько прониклась действом, что когда всех стали приглашать на улицу посмотреть русскую свадьбу, многие, как завороженные, двинулись из зала в поисках свадебного действа. Очень тяжелый, строгий финал. Зал просто взорвался аплодисментами! По отзывам критиков, присутствовавших на спектакле, «Идиот» -- самый серьезный драматический спектакль нынешнего фестиваля. Да, стоило мне проехать тысячу километров по опасной горной дороге, чтобы увидеть такую трактовку знаменитого романа Ф. Достоевского!

Андрей Жолдак: «В Украине я не вижу для себя никаких перспектив»

После спектакля я взяла интервью у режиссера режиссера Андрея Жолдака.

-- Вы довольны приемом публики?

-- Я очень доволен, потому что услышал мнение людей из разных театров Европы. Вчера вечером до меня дошла информация, что, возможно, я получу очень серьезные предложения… Пока могу только догадываться, какие. Единственное, что я понял после этого спектакля: мы и дальше должны делать очень сложные спектакли и не заниматься коммерческим постановками. Я хочу углублять то, что у меня есть. И хочу делать спектакли кодовые, знаковые… Любое искусство -- это метафора, притча, мозг должен работать, а не просто пережевывать пищу. Я утвердился в своем мнении, что верно изменил направление в Украине после «Кармен», что это очень серьезное направление.

-- А в Сибиу, в театре «Раду Станка» вы будете что-то ставить?

-- Да, уже подписан контракт на римейк «Идиота». В нем будут играть Константин Кирияку, артисты их Бухареста. А осенью поставлю в этом же театре «Отелло». Через пару дней еду в Белград с художником смотреть сцену, на которой мы будет играть на фестивале «Битов» в конце сентября.

-- Вы видите для себя какие-то перспективы в Украине?

-- А какие у меня перспективы? Театра у меня нет, спектакли мне ставить не дают, декорации к «Кармен» пришлось после гастролей оставить в Черкассах -- Киев отказался их принимать. Восемь тонн декораций… Я очень хочу работать в Украине, но пока не вижу никаких перспектив. Я не могу три года ждать, пока сменится директорат, когда режиссеры пойдут на компромисс…

-- Я слышала, что вы будете что-то ставить в Национальной опере Украины.

-- Перед отъездом я встречался с главным дирижером театра Владимиром Кожухарем, с художницей Марией Левицкой, с главным хормейстером Львом Венедиктовым, с директором театра Чуприной, и мы договорились, что я буду с ними делать проект, просто безумно интересный… Это опера Шостаковича «Нос», которая в Украине никогда не шла… С одной стороны, это Гоголь, наш, с другой -- «Нос», фантасмагория… Классически, по-старинному сделать спектакль… Это просто счастье! Я уже вижу все это… Я этим буду жить. Для меня это очень важно -- поставить спектакль в Национальной опере. Премьера намечена на май будущего года.

-- Представляю, что вы, с вашей фантазией, можете сделать с таким материалом… И когда вы приступаете к работе?

-- В марте будущего года. Сейчас я еду в Питер ставить «Тараса Бульбу». Вчера ко мне подходили два продюсера, им понравился наш спектакль. Один из них назначен директором Института Франции в Киеве. «Идиот» произвел на него огромное впечатление, и он пригласил меня для разговора. Конечно, я понимаю, и мне все об этом говорят, что у меня должен быть свой театр.

-- А вы обращались со своими проблемами к мэру Киева?

-- Нет, с мэром я еще не встречался… Киеву нужен новый театр -- типа Центра театра и кино, можно назвать его Театр Киевсовета (как Театр Моссовета), поставить его на баланс мэрии… С большими залами -- настоящий модерновый театр. Потому что мы, молодое поколение, нуждаемся в совершенно новом театре, с новыми техническими и не только возможностями…

-- Да, за последние 80 лет в Киеве не построено ни одного нового театра…

-- В Киеве на три миллиона жителей три государственных театра, а в Москве -- 15. Очевидно, руководство города не видит в этом необходимости… Сибиу -- маленький городок, но в нем три театра, они вкладывают в культуру деньги. Зачем им это? Это ведь не только западные, но и румынские деньги, при том, что Румыния -- небогатая страна… Они заботятся о молодежи. Поэтому я считаю, что пришло время мэру и Кабмину, и Президенту создать в Киеве большой модерновый украинский театр и дать нам возможность в нем работать.

-- Но вы пока ни с кем об этом не говорили?

-- Жулинский предлагал выйти на Ющенко, но это был не конкретный разговор… Думаю, нам мог бы помочь Омельченко, у него есть деньги.

Дорога домой всегда короче, чем дорога из дома

Домой мы возвращались уже другой дорогой, заехав в замок знаменитого Дракулы, державшего в страхе всю округу, если не всю Европу. Наш автобус долго катил по дороге, и когда мы уже подъезжали к замку, нам встретился священник. Увидев направлявшийся в сторону замка автобус, он перекрестил его. И что ж? Подъехав к замку Дракулы, мы увидели почти невидимое из-за буйной растительности древнее сооружение с башней и… закрытые ворота. Опоздали… Что ж, и тут Дракула (или все еще витающий над местностью дух его) проявил свой коварный нрав. А на площади перед замком (ныне это национальный музей) бурлил базар, на котором можно было купить на память сувениры с изображением событий многовековой давности. Легенда живет. Ну что ж, может, в будущем году этот замок тоже войдет в кольцо древних сооружений, которые используют для нового проекта фестиваля, и следующий спектакль А. Жолдака состоится уже в нем.

Считаем своим долгом поблагодарить председателя Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма Ивана Федоренко, председателя правления Фонда смодействия развитию искусств Анатолия Толстоухова и директора агентства «Спутник» Андрея Калинина, без помощи которых поездка на фестиваль была бы невозможна.