Политика

Раиса богатырева: «жизнь человека не должна зависеть от состояния его кошелька»

0:00 — 23 июня 2000 eye 288

Бывший министр здравоохранения Раиса Богатырева гордится своими сыновьями-близнецами и говорит, что они никогда не давали ей повода для разочарования. Впрочем, многие ли матери признаются в обратном? И уж совсем редко встретишь родителей, которые осмелятся сказать, что сами слишком часто не оправдывали надежд своих детей. Раиса Васильевна рассказывает об этом откровенно. Как и том, что в минуты, когда ей больно и плохо, она спасается одиночеством -- не хочет, чтобы кто-то был рядом и копался в ее душе. Увы, такие моменты в ее жизни -- не редкость. Тем не менее она не сдается и опять пытается спорить с судьбой. Сейчас Раиса Богатырева баллотируется на довыборах в Верховную Раду. Последний раз она представляла интересы избирателей в парламенте еще в начале 90-х годов.

«Самый короткий путь к цели не всегда является самым оптимальным»

-- Раиса Васильевна, у вас уже есть опыт хождения во власть. Вы уже были депутатом Верховной Рады 12 созыва, заместителем министра, первым замминистра и министром здравоохранения. Чем вызвана повторная попытка взять политический Олимп?

-- Сейчас я пытаюсь, образно говоря, не второй раз войти в одну и ту же реку, а начать новый этап. Не могу назвать его и повторением пройденного. Потому что опыт моей работы в парламенте и участия в предвыборной кампании 1990 года не идет ни в какое сравнение с нынешней ситуацией. Тогда был Советский Союз. Сегодня -- независимое государство, пытающееся самостоятельно подняться на ноги, а это обуславливает другие задачи и социальные программы. -- Как вы оцениваете свою предыдущую деятельность?

-- Министру здравоохранения Богатыревой я ставлю оценку «удовлетворительно». На многочисленных встречах меня не засыпают упреками, потому что люди понимают: нам удалось удержать систему здравоохранения от развала, сохранить более-менее доступную медицинскую помощь. Работая в министерстве, я усвоила один очень важный урок: сегодня романтиком можно быть только после работы, а в течение трудового дня должен доминировать прагматизм. Люди устали от обещаний, они ждут честной, справедливой оценки происходящего. Пусть и болезненных, но конкретных действий, преобразований. Ведь самый короткий путь к цели не всегда является самым оптимальным…

-- Что из намеченного вам не удалось выполнить на посту министра здравоохранения?

-- Я ставила перед собой задачу сформировать команду единомышленников, которые готовы во имя дела пожертвовать своими личными амбициями. Для ее воплощения мне не хватило времени. В министерском кресле я пробыла без малого год. Затем -- отставка… Но все же я успела доказать аппарату, который много лет плодотворно трудился в системе организации здравоохранения, что только у профессионалов и самоотверженных людей есть шансы достичь успехов в карьере.

-- Но ведь были не только минусы…

-- Думаю, мне удалось не только укрепить в медицинском сообществе Украины уверенность в реформах, но и поднять людей к инициативному осмыслению происходящих в здравоохранении процессов. В октябре 1999 года состоялся первый съезд общественной организации работников медицины «Пульс Украины», на котором была принята программа реформирования системы здравоохранения. Несмотря на то, что после моей отставки прошло уже пять месяцев, эта организация существует. Более того, предложенная «Пульсом» идея реформирования медицины была концептуально поддержана нынешним правительством. На мой взгляд, это служит подтверждением того, что наконец-то удалось не только наладить диалог между корпорацией медработников и руководством страны, но и перевести медицинскую деятельность в плоскость политической поддержки. То есть врачи осознали себя медицинским сообществом, которое может именно влиять на политику государства, а не преследовать лишь корпоративные интересы. «Хочу, чтобы принцип солидарной ответственности был действенным, а не голословным»

-- Каким вы видите будущее медицины?

-- Как известно, платные медицинские услуги облагаются многочисленными налогами, а в итоге в бюджетах больниц практически ничего не остается. Мы предлагаем законодателям рассмотреть вариант уменьшения количества налогов. На мой взгляд, должен быть один, но фиксированный налог. С тем чтобы каждый из нас понимал, на какие цели истрачены его деньги. Например, 10 процентов отчислений уходит в местный бюджет и 5 -- в государственный. Сегодня мы платим массу налогов, в том числе, и на здравоохранение, обретая якобы таким образом право на бесплатное медобслуживание. Но на деле-то все обстоит по-другому. Каждый в этом убеждается, переступив порог больницы. Естественно, сталкиваясь с политикой двойных стандартов, граждане апеллируют к государству. Поэтому главная задача чиновника -- квалифицированно расставив приоритеты, честно заявить, выполнение каких обязательств гарантировано государством, а какие придется решать за счет, например, добровольного страхования. Ведь что такое принцип солидарной ответственности? Это когда богатый платит за бедного, здоровый -- за больного, и работающий -- за пенсионера. Жизнь человека, нуждающегося в помощи, не должна зависеть от состояния его кошелька. Поэтому я хочу, чтобы принцип солидарной ответственности был действенным, а не голословным. Кстати, этот принцип впервые был апробирован в европейских странах, когда там к власти после Второй мировой войны пришли христианские демократы. Я являюсь членом Христианско-демократической партии Украины, которую возглавляет народный депутат Виталий Журавский.

-- Чем вы готовы пожертвовать ради политической карьеры?

-- Мне не нравится это слово. Конечно, семья, родные, друзья в силу сложившихся обстоятельств обделены моим вниманием. А впрочем, имея ограниченные возможности для общения с близкими людьми, я и сама лишаюсь многих удовольствий. Но если бы только это! На днях после встречи с избирателями я отправилась в аэропорт. Села в машину, и водитель сразу выключил радио. Спрашиваю: «Зачем?». -- «Вы же устали, наверное, хотите отдохнуть», -- отвечает. Я очень огорчилась: неужели, участвуя, образно говоря, в борьбе за власть советов, я не могу жить как нормальный человек? Но, видимо, это и есть те жертвы, которые приходится платить политику за свое положение. И чем я готова сегодня пожертвовать? Если жертва -- вся моя жизнь, тогда всей жизнью. Я ведь не привыкла сидеть как мышь под веником.

«Проигрышей в моей жизни было достаточно, но я старалась их не драматизировать»

-- Бытует мнение, что политика -- грязное дело. Не кажется ли вам, что оно -- совсем не женское?

-- Так она потому и грязная, что в ней мало женщин. Хотя правила игры в политике не зависят от пола людей, которые ею занимается. Они зависят от ситуации и от политиков. И счастлив тот, кто понимает эти правила игры и имеет возможность влиять на них. -- Вы относите себя к деловым или успешным женщинам?

-- К деловым. Я не такая успешная и уверенная в себе, какою, возможно, кажусь. Дело в том, что я живу по принципу -- все подвергать сомнению до тех пор, пока не получу результат. Но свое состояние не демонстрирую, чтобы не разочаровывать людей, которые поверили и пошли за мной. Прагматик должен сомневаться и воспринимать происходящее во всем его многообразии. Главное -- найти нить, которая размотает весь клубок проблем. Не обладающие этой способностью деятели, как правило, уходят с политической сцены.

-- Вы часто спорите с судьбой?

-- Каждый день. Я достигла определенных успехов. Наверное, можно было бы уже и остановиться, уделить внимание себе. Тем более что дети уже выросли, закончили университет, стали вполне самостоятельными молодыми людьми… Но решила снова бросить вызов судьбе. В немалой степени из-за того, что меня не покидает чувство вины перед нашими стариками: они выстояли в войне, отстроили страну, а мы не можем обеспечить им достойную старость. И опять, в который раз, просим их о помощи и понимании: потерпите, мол, поверьте нам… А времени ведь у них на это почти не осталось.

Несколько недель назад я защищала докторскую диссертацию. После официальной части ко мне подошла женщина-ученый и, желая успехов, рассказала о четырех типах человеческой натуры, которая и определяет стиль их жизни. Первый -- игрок, живет по законам казино. Делает ставку в ожидании проигрыша или победы, но с целью, естественно, как можно чаще выигрывать. И игрок понимает, что умение проигрывать не менее важно, чем одержать победу. Второй тип -- винтик. Человек воспринимает себя лишь частью огромного механизма, винтиком, от которого ничего не зависит. Третий -- актер, главная цель которого -- сыграть свою роль, независимо от того, как у него идут дела и нравится ли амплуа зрителям.

Четвертый тип -- «живу, как хочу». Полная свобода. Ни от кого не зависишь. Как правило, такая жизнь наступает только к старости. Естественно, благополучной. Так вот, сейчас я -- игрок. Проигрышей в моей жизни было достаточно, но я старалась их не драматизировать. Может быть, мое счастье в том и заключается, что я относилась к своим поражениям, как посторонний человек? Сегодня я снова сделала ставку. И хочу выиграть.