Культура и искусство

«козлов много. Козлов -- один», -- говорили еще в 60-х

0:00 — 10 марта 2000 eye 356

Старейший джазовый коллектив «Арсенал» под руководством Алексея Козлова приезжает в Киев. Впервые за 20 лет

Козлов тогда, как и всегда, было предостаточно. А Козлов был один. В 1957 году он впервые услышал джаз и понял, что это Его. Умер Сталин, начало оттепели, Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, английский саксофонист Джо Темперли… В общем, фестиваль этот был, наверное, самой большой идеологической ошибкой -- после него в СССР проник рок-н-ролл, галстуки канареечного цвета, штаны-дудочки, буги-вуги, ну и джаз, конечно. И все. Пару недель хватило, чтобы страна подхватила культурную заразу, вытравить которую полностью так и не удалось. До сих пор.

«… Мои сверстники впервые показали мне, как держать саксофон. Я начал с азов, увлекся, да так, что на всю жизнь. Я учился ощупью, не по учебникам (их не было тогда), а на живых примерах. У многих из нас уровень был крайне невысок. Но зато энтузиазма -- хоть отбавляй. Мы все так начинали».

Хорошо начинали. Бодро. Когда власти спохватились, в Москве уже появился свой джаз-бэнд, который выступал в московском кафе «Молодежное». Козлов там играл на саксофоне-баритоне. Тогда была очень популярна советская джазовая пьеса «Господин Великий Новгород» А. Товмасяна -- с нею ансамбль от греха подальше отправили на джазовый фестиваль «Джаз-Джембори» в Варшаве (1962). Потом оттепель закончилась, и джаз опять стал чуждым и вредным.

В мировой же культуре происходила своя свадьба. Исторически сложилось так, что джазмены не замечали рок. Рок-музыканты, правда, тоже джаз не жаловали, но уважали. На рубеже 60--70-х и те, и другие «приплыли». Почти одновременно и в рок-музыке, и в джазе наступил кризис жанра. Шли поиски. Кому-то пришло в голову скрестить эти музыкальные направления, и родился новый стиль -- фьюжн. Или -- джаз-рок. В ноябре 1973-го в Москве Козлов провел первую репетицию с будущим «Арсеналом» -- вскоре они станут первым в стране профессиональным джаз-рок коллективом. Поначалу в репертуаре бэнда была концертная версия рок-оперы «Иисус Христос-суперзвезда», хиты джаз-рок групп «Чикаго», «Кровь, пот и слезы» плюс первые пьесы самого Козлова. Первые концерты имели такой успех, что власти запретили выступление ансамбля, поэтому «Арсенал» выступал подпольно. Неожиданно в 1976 году «Арсенал» взяли на работу в Калининградскую областную филармонию. Ансамбль начал гастролировать официально, и тут случилось чудо N 1: «Арсенал» был признан властями. Почему -- другое дело, но это был единственный джазовый коллектив, который активно выступал у нас, худо-бедно -- даже за рубежом, имел репетиционную базу и приписку к филармонии. В СССР такие условия приравнивались к абсолютной свободе. Поэтому через «Арсенал» прошло такое количество будущих рок-старз, музыкантов, композиторов, продюсеров и аранжировщиков, куда там консерваториям и музучилищам. В Киев, естественно, «Арсенал» не пускали. Киев был «заповедником». В 1980 году они выступили здесь в последний раз, и хватит. Нечего развращать.

Впрочем, с началом перестройки советский джаз отнюдь не стал жить лучше. Нет-нет, джаз уже не запрещали. Просто наливали водочки, давали закусить икрой и просили сыграть «Мурку». Это было время «первичного накопления капитала». Но в середине 90-х в Москве-кабацкой произошло чудо N 2. Козлов каким-то образом опять «приручил» власть -- теперь уже в лице «новых русских». Он внушил им, что джаз -- это дорогое удовольствие. И -- самое удивительное, -- среди «новых» постепенно сложилось мнение, что пойти на «Арсенал» хотя бы раз в месяц -- чисто так надо. Выражаясь человеческим языком, в тех кругах это стало хорошим тоном. Причем, кушать во время игры джазменов там считалось «западло», -- можно себе представить, как было нелегко поначалу соблюдать все эти условности -- «новым», понимаешь, русским. Ну ничего, привыкли. Ходить в смокингах и хлопать после каждого соло. Привыкнем и мы.

12 марта в Киеве, в Национальной филармонии состоится единственный за последние двадцать лет концерт «Арсенала» с Алексеем Козловым.