На днях народной артистке России исполнилось 60 лет
Андрей Миронов, как известно, был женат дважды. Первая его жена -- актриса Екатерина Градова, которую многие знают как «пианистку» Кэт из телесериала «Семнадцать мгновений весны». Второй и последней женой Андрея стала актриса Лариса Голубкина, она же Шурочка Азарова из «Гусарской баллады» Эльдара Рязанова. Впрочем, их отношения начались задолго до создания семьи. Голубкина родилась 9 марта 1940 года, а Миронов 8 марта следующего года.
-- Лариса Ивановна, расскажите, как вы познакомились с Андреем.
-- Это особая история. Нас познакомила Наташа Фатеева, в которую он тогда был влюблен. В 1963 году мы отправились в творческую командировку в Сирию и Ливан. В Дамаске нас с ней поселили в комнате советского торгпредства, где была одна необъятных размеров кровать. Не спалось, и Наташа стала рассказывать мне истории из собственной жизни и о влюбленном в нее Андрее Миронове. А я все слушала и молчала. Наташа даже возмутилась. В юности я была типичным продуктом своей эпохи. Мы не курили, не пили, а если девушка моего поколения прошлась по улице под ручку с мальчиком -- это был конец ее репутации. Я даже с партнером на съемочной площадке не могла поцеловаться -- стеснялась. Наташа сказала, что когда мы вернемся в Москву, она меня познакомит с Андреем. И добавила: «Это -- твой. Прямо для тебя создан!»
-- Как все это произошло?
-- На свой день рождения, 23 декабря, Наташа пригласила Андрюшу и меня. И что самое удивительное -- он переключился на меня. В тот период отношения его с Наташей зашли в тупик.
-- А как складывались ваши с Андреем отношения?
-- Он решил немедленно на мне жениться. Я училась на последнем курсе ГИТИСа, он приехал в Собиновский проезд на такси с корзиной цветов и тут же сделал мне предложение со словами из ХIХ века. Я не спешила выйти за него замуж: Андрюша был избалован вниманием представительниц прекрасного пола, а я бы не вынесла этого ни дня. Да и потом, как мужчина он должен был пройти определенный период в отношениях с женщинами примерно с 19 до 30 лет. А тогда ему было 22 года, мне -- 23. Кроме того, я в принципе не хотела, чтобы мой муж был актером.
-- Почему?
-- Знаете, это у меня от папы. Папа с предубеждением относился к этой профессии. Такой вот был семейный обывательский штамп.
-- Как же тогда вам самой удалось стать актрисой?
-- У нас с мамой был заговор, и когда я решила поступить в ГИТИС, она меня поддержала, а папе говорили, что я поступаю в университет. Но самое поразительное, что папа, увидев Андрюшу, тоже сказал: «Это -- твой».
-- Значит, в 1963 году ваш брак с Андреем не состоялся. А как складывались ваши дальнейшие с ним отношения?
-- Знаете, какой-то безумной страсти у меня к нему не было. Он мне нравился, был веселый, отличный друг, мы доверяли друг другу свои тайны. Очень хорошие отношения у меня сложились с его родителями, Александром Семеновичем и Марией Владимировной. Одно время я проводила с ними даже больше времени, чем с Андрюшей.
-- Вы решились соединить свою судьбу с Андреем после того, как он в 1976 году развелся с Екатериной Градовой?
-- На самом деле все произошло гораздо раньше. В 1973 году у меня родилась дочь Маша, а переехал он ко мне на Селезневку в 1974-м. До этого они прожили с Катей Градовой примерно два с половиной года. Это вовсе не означает, что это я отняла его у нее. Он сначала ушел к родителям, и жил у них, а потом уже переехал ко мне. Я-то как раз собиралась быть одна.
-- Почему?
-- Я считала, что, раз у меня сложились такие странные отношения с Андрюшей, пусть они такими и дальше остаются. Инициатива-то как раз исходила от него, и когда в 1974 году я получила ордер на квартиру, он сразу же ко мне переехал.
-- Вам было легко вместе?
-- Временной отрезок, выпавший на нашу с Андрюшей совместную жизнь, прошел так складно, что поневоле начинаешь верить, что это было предопределено свыше. Недаром говорят, что браки заключаются на небесах. У нас не было ни времени, ни желания зацикливаться на ссорах, на каких-то бытовых проблемах. Мы ведь поздно стали жить одной семьей, и уже знали, чем следует дорожить в жизни, а на что не стоит обращать внимания.
-- А как складывались отношения у Андрея с бывшей женой? Ведь Екатерина Градова работала в одном театре с Мироновым.
-- Театр -- большая, конфликтная семья, там постоянно ощущалось некоторая напряженность в его отношениях с Катей. Но Андрюша никогда не рассказывал, кто как посмотрел, кто что сказал, все это оставалось за порогом нашего дома.
-- Кто у вас в доме был главным?
-- Конечно, Андрюша. По-другому и быть не могло, поскольку, на мой взгляд, если мужчина не главный в доме, то какой смысл с ним жить? Если бы это было не так, если бы я поняла, что я сильнее, у нас ничего бы не получилось. Андрюша был хозяином в доме.
-- В чем это проявлялось?
-- Он ненавидел беспорядок -- в любое время (даже если ты устала) дом должен быть в идеальном состоянии. Он хотел, чтобы во время обеда стол сервировался по высшему разряду
-- А какие блюда любил Андрей?
-- Андрюша ел все, что я для него готовила. Очень любил домашние котлеты. Настоящие. Чтобы было много лука, а в фарше должны быть и говядина, и свинина.
-- Известно, что у вас был очень гостеприимный дом. К вам ведь постоянно приходили друзья, знакомые?!
-- Когда был жив Андрюша, у нас в доме дверь не закрывалась, но, я думаю, что это и время было такое -- сейчас все предпочитают ходить по ресторанам. У нас собиралось человек двадцать -- тридцать: Ширвиндт, Горин, Захаров, Кваша. Иногда приезжали с женами. Часто бывал в доме Аркаша Хайт. На праздники, дни рождения из Ленинграда приезжал Юра Темирканов. Бывал Родион Щедрин. Я очень люблю, когда приходят гости, люблю хорошо накрыть стол. Я ведь неплохо готовлю, но, когда ушел Андрюша, перестала этим заниматься.
-- Лариса Ивановна, а кто был самым близким другом Андрея?
-- Григорий Горин. Кому-то могло показаться, что у него должны были исчезнуть проблемы с репертуаром. Но Андрюша стеснялся использовать дружеские отношения. Прежде чем что-то попросить, он всегда мялся, ходил вокруг да около. Но уж если Горин сам что-то предлагал, начиналась работа, переходившая все разумные пределы.
-- Я знаю, что за два года до смерти у Андрея обнаружилось серьезное заболевание.
-- Да. Заболевание крови, проявившееся фурункулезом. Тогда ему любое движение доставляло огромные мучения, а ведь на сцене приходилось много двигаться, танцевать, прыгать Например, с «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта Андрюша выходил практически в бессознательном состоянии. Тем не менее ложиться в больницу он не хотел. Он всегда говорил: «Зрителю нет дела до болезней артиста». Когда же ему стало совсем невмоготу, он решился на лимфаденэктомию. После операции Андрюше стало немного лучше.
-- Лариса Ивановна, вы замечательно поете романсы. Давно этим увлекаетесь?
-- Уже тридцать шесть лет. А вообще я любила петь с детства. Пела романсы и в 60-х, и в 70-х годах. Мне аккомпанировали лучшие пианисты, знатоки романсов -- Давид Ашкенази, Борис Мандрус, Левон Оганесов, Симон Коган, некоторые из них еще в довоенное время работали с прославленными исполнительницами романсов. К тому же, я ведь в ГИТИСе закончила отделение музкомедии, так что сам Бог мне велел петь. Да и потом мой голос (а у меня контральто) как нельзя лучше подходит именно к исполнению романсов. Начинала я с романсов 20-х годов.
-- Почему именно 20-х?
-- Меня всегда привлекало искусство начала XX века, оно очень интересно и в музыкальном, и в литературном, и в художественном плане.
-- Вы сейчас снимаетесь в кино?
-- Нет. Как-то не сложилось у меня с кино. Правда, не так давно я снялась у Евгения Гинзбурга в фильме «Простодушный».
-- Но вы же стали популярной именно благодаря кино. Все помнят ваши замечательные роли в фильмах «Гусарская баллада», «Дайте жалобную книгу», «День счастья», «Как вас теперь называть?», «Освобождение» и других. Но все это фильмы 60-70-х годов. Однако потом вы почему-то стали сниматься гораздо реже.
-- Я понимала, что, поскольку была женой Андрея Миронова, который постоянно снимался в кино, мне там просто нечего делать. Если бы я тоже все время снималась, у нас не состоялась бы семья. Представьте себе: я уезжаю в один конец страны, он -- в другой. А вот на сольные концерты мы ездили вместе. Сейчас же я очень занята -- в Театре Армии и в Театре Антона Чехова.
-- Вы прекрасно выглядите. Как вам это удается? Поделитесь секретом.
-- Да нет никакого секрета! И потом, мне еще не 100 лет (смеется. -- Э. Я. ). Ну, во-первых, генетика: хорошая кожа, длинные ноги, тонкая талия, красивая грудь, характер -- это все от родителей. В общем, то, что раньше называли словом «порода». На протяжении всей жизни я не курила, очень мало выпивала, в молодости рано ложилась спать. Потом, я умеренна в еде, причем это не диета, а привычка -- так родители жили. Во-вторых -- энергетика. Мне и сейчас, и всегда было просто необходимо привлекать к себе внимание. Не в таком смысле, как у Чехова: попал под лошадь -- привлек внимание. Я всегда была как электростанция, всегда говорила -- меня надо связывать. И мне всегда надо было очень много работать -- не могу не выкладываться.
-- Лариса Ивановна, что бы вы хотели пожелать нашим читателям?
-- Никогда, ни при каких обстоятельствах не терять веры в лучшее. Хорошо об этом сказала моя героиня в спектакле «Автопортрет архангела Рафаила»: «Верьте в неожиданные случаи, которые так скрашивают нашу жизнь».
«Facty i kommentarii «. 14 марта 2000. Культура