Вчера Конституционный суд провел последнее открытое заседание по обсуждению вопроса законности всеукраинского референдума, назначенного на 16 апреля. Далее судьи намерены работать в закрытом режиме. Окончательное решение Конституционный суд обязан принять не позднее 29 марта, ведь на рассмотрение подобных дел, с учетом их особой важности, законодательство отводит не больше месяца.
Напомним, что две группы народных депутатов (103 и 108 парламентария) решили оспорить в КС законность изданного Указа «О провозглашении всеукраинского референдума по народной инициативе». Оба представления были объединены в одно производство. Их авторы считают, что указ Президента не соответствует Конституции по нескольким основаниям. В частности, депутаты уверены, что провозглашенный Президентом всеукраинский референдум по народной инициативе, в отличие от референдума назначенного, является принципиально новым видом «всенародного опроса». Иными словами, порядок его организации и проведения якобы не определен Законом «О всеукраинском и местном референдуме». Кроме того, авторы конституционного представления утверждают, что вопросы, предлагаемые народу для обсуждения, не согласовываются с Основным Законом страны по последствиям проведения референдума.
Депутаты обращают внимание КС и на то, что указ предусматривает одновременное проведение двух разных (как по юридической природе, так и по юридическим последствиям) всенародных голосований: консультативного и конституционного референдумов.
Вчерашние прения в КС заместителя главы Администрации Президента Леонида Пидпалова (как представителя Леонида Кучмы) и Сергея Головатого, представляющего интересы группы народных депутатов, строились, можно сказать, на юридических казусах. К примеру, г-н Головатый напомнил, что в Конституции нет нормы, в которой конкретно указывалось бы, что всеукраинский референдум по народной инициативе может быть проведен по такому-то вопросу и не может -- по другому. Однако, по словам г-на Пидпалова, в Основном Законе есть целый ряд норм, из которых вытекает законное право граждан решать те или иные государственные вопросы, кроме бюджетных, налоговых и амнистии. Но как бы там ни было, последнее слово в подобных случаях остается все-таки за Конституционным судом.