Сегодня такой же страх перед прочными и длительными сексуальными отношениями испытывают почти каждый третий мужчина. Этот психический изъян требует лечения
Виктор и Катя всем казались идеальной парой: симпатичные, общительные, обеспеченные. Хрупкая сероглазая переводчица и подающий надежды программист познакомились во время отпуска на одном из крымских курортов и с первого взгляда влюбились друг в друга. Короткий бурный роман быстро завершился свадьбой. Поселились молодые в квартире Виктора, однако безоблачное счастье длилось недолго.
Уже к концу медового месяца Катя стала замечать, что любимый, похоже, полностью потерял интерес к ней как к женщине. То, что прежде нравилось, вдруг стало вызывать у него раздражение. Все реже она слышала от Виктора нежные слова, все меньше времени они проводили вместе. Не прошло и двух месяцев со дня свадьбы, как Виктор ушел спать в другую комнату. Робкие попытки жены выяснить, чем вызвано это непонятное охлаждение, ни к чему не привели. «Ты ни в чем не виновата, просто я не хочу больше с тобой спать, -- сбивчиво объяснил муж. -- Давай пока поживем как друзья!» Они не ссорились, не выясняли отношений -- жили под одной крышей, как совершенно чужие люди. И, похоже, Виктора это вполне устраивало. Наконец, устав от положения «фиктивной жены», Катя поставила ультиматум: или они возобновляют нормальную супружескую жизнь, или -- развод! Она с трудом уговорила мужа сходить на консультацию к специалисту по семейным отношениям.
-- Это, действительно, был особый случай, -- считает врач-психотерапевт Киевского научно-методического центра планирования семьи Елена Голоцван. -- И очень печальный. Мне редко приходилось видеть людей, которые внешне так подходили бы друг другу, как Катя и Виктор. Но их брак рушится буквально на глазах, и я долго не могла определить причину. Катя страшно переживала и во всем винила себя, а Виктор почти все время молчал. Чувствовалось: он что-то скрывает. Во время индивидуального сеанса мне удалось вызвать его на откровенность.
«Доктор, я не понимаю, что со мной происходит! Я по-прежнему люблю свою жену, уважаю, ценю как чуткого и надежного друга, но совершенно не хочу ее как женщину, -- признался Виктор. -- В сексуальном плане у нас было все прекрасно. Просто у меня интерес пропал. Сейчас я воспринимаю жену, как прочитанную книгу или надоевший фильм, который надо почему-то смотреть еще и еще.
Как выяснила Елена Голоцван, подобные метаморфозы происходят с Виктором не впервые. Симпатичный, жизнерадостный парень всегда пользовался успехом у женщин, но отношения, как правило, развивались по одному сценарию: знакомство, бурный роман и -- на самом пике чувств -- внезапное охлаждение к избраннице. Девушки терялись в догадках: чем же мы его так разочаровали? А он и сам не мог этого объяснить. Казалось, все дело в том, что он еще не встретил свою единственную. Виктору казалось, что с Катей они смогут создать хорошую семью. Однако произошло то же самое
-- Диагноз Виктора -- сексуальная аверсия, то есть сексуальное отвержение партнера, -- объясняет Елена Голоцван. -- Дело не в том, что партнер его чем-то не устраивает. Просто постоянная близость с одним и тем же человеком вызывает у него отрицательную реакцию. Аверсия зачастую является одним из проявлений сложного психологического комплекса, который специалисты называют интимофобией. Дословно этот термин означает страх перед близкими отношениями. Вылечить это заболевание очень трудно, нужны долгая кропотливая работа с пациентом и серьезный анализ всей его предыдущей жизни. Ведь корни интимофобии обычно закладываются еще в раннем детстве.
-- С отцом Витя почти не общался -- родители развелись, когда мальчик был совсем маленьким, -- рассказывает врач. -- Сильная властная мать пресекала все попытки бывшего мужа встретиться с сыном, считая, что сможет сама его воспитать. Нельзя сказать, что она не уделяла внимания ребенку -- просто была крайне непоследовательной. То чрезмерно опекала и следила за каждым шагом, то вдруг словно забывала о его существовании. А ведь «забытый» малыш переживает из-за того, что «мама его не любит», постепенно в сознании ребенка закрепляется недоверие к женщинам вообще и желание держаться от них на расстоянии, чтобы избежать крайне болезненного отторжения. Современные исследования подтверждают, что мальчики, у которых в детстве были сложные отношения с мамами (предположим, те их обижали, презирали или выказывали полное равнодушие), рискуют в будущем иметь проблемы с противоположным полом, в частности, интимофобию. Именно это произошло с Виктором.
По данным зарубежных специалистов, приблизительно 30% мужчин так называемого брачного возраста в той или иной мере страдают от интимофобии. Большинство из них предпочитают оставаться холостяками, некоторые пытаются создать семью, но вскоре разводятся. При этом внешне такие люди выглядят вполне благополучными: как правило, они интеллектуальны, делают неплохую карьеру, у них много друзей и знакомых. Кстати, прекрасного пола они вовсе не чураются, наоборот, сексуальная активность многих холостяков даже превосходит «женатиков». Но далее коротких интрижек и романов дело не заходит: как только отношения с возлюбленной становятся слишком серьезными и она начинает претендовать на роль жены, а не просто любовницы -- с ней тут же расстаются. Если от таких связей рождаются дети, интимофобы могут поддерживать их материально, но воспитывать и жить под одной крышей -- Боже упаси! Долгое время таких людей считали бездушными эгоистами, объясняли их поступки неправильным воспитанием и дурным характером. Считалось, что любой холостяк легко может изменить свой стиль жизни, если только «возьмется за ум». Однако современная наука придерживается иной точки зрения: интимофобия -- вовсе не каприз, а серьезное явление, вызванное целой совокупностью причин -- социальных, психологических, сексуальных. Избавиться от него самостоятельно практически невозможно. При этом страдает и сам мужчина, и женщина, которую он невольно обманывает. Поэтому после нескольких безрезультатных попыток устроить свою жизнь интимофобы прибегают к своеобразному средству психологической защиты: они рассматривают женщину лишь как средство для сексуальной разрядки, как правило, честно предупреждая подруг: «У нас будет прекрасный секс, но на большее не рассчитывай!» Кстати, не исключено, что и легендарный Казанова страдал от интимофобии. Именно этот недуг, а вовсе не безудержный сексуальный аппетит, возможно, заставлял его менять партнерш, как перчатки.
-- Некоторые специалисты придерживаются мнения, что «перевоспитать» интимофоба практически невозможно. Поэтому единственный совет, который можно дать оказавшейся на его пути женщине -- поскорее переключиться на «нормального». Согласны ли вы с этим? -- спрашиваю психолога.
-- Изменить характер и привычки человека против его воли, действительно, невозможно, -- считает Елена Голоцван. -- Я знаю много примеров, когда интимофобы вполне довольны своей жизнью. Но Виктор хочет избавиться от своей проблемы, и в этом случае мы можем добиться успеха. Важно лишь, чтобы у его молодой жены хватило терпения и такта: ведь и сексуальное, и психологическое отторжение со стороны супруга нельзя вылечить обычной таблеткой за несколько дней.
-- Создается впечатление, что интимофобия -- это типично мужская проблема. А часто ли подобные отклонения встречаются у женщин?
-- Уже подтверждено наукой и статистикой, что если у одинокой женщины рождается дочь, то и она рискует в будущем повторить судьбу матери, -- говорит Елена Анатольевна. -- С детства ребенку лучше усвоить определенный сценарий жизни и поведения: например, что в семье должны быть папа и мама, распределение обязанностей, забота и т. д. Если этого нет, девочка может вырасти с твердым убеждением: «Раз мама сумела обойтись без мужа, то и мне он ни к чему». Кроме того, огромное влияние на подрастающую девочку оказывает отношение к ней отца либо отчима. Некоторые мои взрослые пациентки признаются, что у них до сих пор звучат в памяти слова, мимоходом брошенные когда-то отцом: «Ты -- неуклюжая, толстая, прыщавая! Разве о такой дочери я мечтал?» Испытав в детстве такое отношение к себе со стороны самого близкого человека, девочка прочно усваивает, что от остальных мужчин можно ожидать того же, а значит, лучше обойтись без них!
Женщины сейчас страдают интимофобией даже больше. Многие хорошо зарабатывают, прочно стоят на ногах, поэтому отпадает необходимость в мужчине как кормильце семьи. Гораздо удобнее таким дамам иметь «приходящих» знакомых.
-- А есть ли у такой женщины шанс стать примерной женой и матерью?
-- Многие одинокие женщины стремятся «родить для себя», считая, что у них хватит сил и средств воспитать ребенка. Но, несмотря на все усилия мамы, ребенок в неполной семье рискует получить однобокое воспитание.
Бывали случаи, когда вроде бы безнадежные интимофобы (мужчины и женщины) вдруг излечивались сами собой, без помощи психотерапевта -- когда встречали настоящую любовь. Этот феномен еще до конца не изучен, но уже доказано: если любовь очень страстная и обязательно взаимная (увы, безответное чувство пока еще никого не излечило), то она может исправить заложенные в детстве комплексы. Уточню: речь идет не о кратковременной влюбленности, а именно и глубоком и серьезном чувстве. По моим наблюдениям, чаще всего излечиваются любовью женщины. Возможно потому, что у любой из них есть подсознательное желание встретить когда-нибудь «сильное мужское плечо». Ведь как бы ни старалась она казаться сильной и независимой, природу не обманешь! И слава Богу
«Facty i kommentarii «. 18 марта 2000. Медицина