Происшествия

Определен участок строительства первой в украине высокоскоростной железнодорожной магистрали

0:00 — 21 марта 2000 eye 546

Украине необходима серьезная реконструкция и расширение сети железнодорожного транспорта. Ведь интеграция нашей страны в европейскую транспортную систему требует соблюдения определенных международных норм и стандартов. Пока же разница между отечественными и зарубежными поездами и вагонами далеко не в нашу пользу. Когда мы сможем прокатиться с комфортом в новых вагонах, да еще по скоростной железной дороге? Выяснить это «ФАКТЫ» попытались в Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины.

По территории Украины проходят несколько международных транспортных коридоров

-- Потрудиться нам придется немало, -- говорит начальник управления развития «Укрзал›зниц›» Иосиф Кранц. -- Ведь общая протяженность железнодорожной сети Украины превышает 22 тысячи километров. Несмотря на все проблемы, железнодорожный транспорт работает стабильно и для большинства регионов остается практически единственной надежной транспортной коммуникацией. Но многие участки нуждаются в серьезной модернизации, необходимо строить и новые линии. Тем более, что по территории Украины проходят несколько международных транспортных коридоров, обеспечивая кратчайший путь из Европы в Закавказье, Центральную Азию.

Уже сейчас возрастает объем транзитных перевозок. Все больше грузов транзитом доставляется в Ильичевский, Измаильский, Одесский морские порты. И в будущем такие перевозки увеличатся, пополняя тем самым бюджет Украины и содействуя созданию новых рабочих мест. Ныне из девяти общеевропейских транспортных коридоров три проходят по железным дорогам Украины: Берлин--Львов--Тернополь--Киев, Будапешт--Братислава--Чоп--Львов и Бухарест--Кишинев--Киев--Санкт-Петербург. Есть и ответвления этих маршрутов в направлении Одессы (а в перспективе линия дойдет до Измаила и дальше -- в Румынию), от Нежина через Хутор Михайловский в сторону Москвы. Разрабатываются проекты дополнительных транспортных коридоров Гданьск--Одесса, Европа--Кавказ--Азия.

Практически по всем маршрутам мы сможем обеспечить пропуск возрастающих грузопотоков, но делать это надо быстро и качественно, обеспечивая отстой и сохранность составов, оперативно перегружая грузы на автомобильный и морской транспорт. Поэтому на крупных транспортных узлах, в пограничных пунктах и морских портах создается разветвленная сеть терминалов для накопления, сортировки и распределения грузов. Уже разработаны и готовятся специальный подвижной состав, погрузочные машины, переоборудуются существующие платформы.

Довольно успешно прошли испытания на международных линиях опытные контейнерные поезда, наращиваются частота их курсирования и объемы перевозок.

Новые вагоны будут намного комфортабельнее нынешних

Согласно разработанной правительственной программе в перспективе планируется выпуск платформ новой конструкции -- со специальными вагонами и раздвижными парами колес, которые можно будет регулировать в зависимости от ширины колеи. Пассажирские и грузовые составы не будут часами стоять в пропускных пунктах вдоль западной границы, да и сама процедура пропуска поездов через границу (после принятия закона о транзите грузов) упрощается, совершенствуется работа таких пограничных железнодорожных станций, как Чоп, Ковель, Ягодин, Батево, Мостиска, Хутор Михайловский.

Не за горами выпуск на линию локомотивов, а самое главное, пассажирских вагонов нового поколения -- гораздо более комфортабельных и привлекательных внешне. К тому же новый подвижной состав будет более скоростным и экологически безопасным.

Из-за ограниченности средств строить новые железнодорожные линии очень сложно, приходится реконструировать действующие, постепенно доводя их до международных стандартов. Так, на многих участках внедряются современные системы автоматического контроля и управления, диспетчерской связи, укладываются рельсы и железнодорожное полотно из новых -- более прочных и долговечных -- материалов. Естественно, хочется, чтобы в Украине появилась и сеть скоростных железных дорог с новым подвижным составом и европейской шириной колеи. Определен даже участок первой высокоскоростной магистрали: Мостиска--Львов--Шепетовка--Киев. Поезда здесь смогут двигаться со скоростью 200--350 километров в час. И использовать трассу будут в основном для перевозки пассажиров.

На строительство такой линии, подготовку новых вагонов и локомотивов требуются огромные средства -- в ближайшие годы это практически невозможно. Реальна лишь поэтапная модернизация некоторых участков. К примеру, в прошлом году около 200 километров путей были электрифицированы. И скорость движения составов на участках международных транспортных коридоров (Нежин--Чернигов, Щетово--Красная Могила, Раздельная--Кучурган) значительно увеличилась. Быстрее доставляются грузы, люди теряют на дорогу меньше времени. Таким образом можно постепенно довести скорость движения пассажирских поездов до 160 километров в час, а грузовых -- до 120.

Во многом надежда на инвесторов и кредиторов. Уже удалось получить кредит для капитального ремонта вагонов. Подписано соглашение с Европейским Банком реконструкции и развития на реконструкцию путей на участке Львов--Киев. Пригодились бы средства инвесторов и для реализации других важных объектов.

Например, тоннель Бескид--Скотарское длиной около двух километров, проложенный еще в конце прошлого века, сейчас находится в аварийном состоянии. Вода проникает сквозь трещины, подтопляет системы и основание тоннеля, а дренаж вышел из строя. Поездам приходится снижать здесь скорость до 15 км/ч. А ведь через тоннель в сутки проходит около 30 грузовых и 12 пар пассажирских поездов в направлении западной границы и обратно.

Гарантировать безопасность движения в таких условиях очень сложно. Но для строительства нового тоннеля потребуется 130 миллионов долларов, поэтому на первых порах решено ограничиться капитальным ремонтом существующего.

Есть все основания полагать, что вскоре проект будет реализован, и тогда движение поездов на этом направлении улучшится.