Украина

Озаботившись недостаточным наполнением бюджета, гостаможня и сбу провели глубокую ревизию таможенных постов

0:00 — 23 марта 2000 eye 341

Оказалось, что, когда таможня работает, как должна, бюджет наполняется значительно интенсивней

Контрабандисты испытали шок

Как и было задумано, операцию, подготовленную в обстановке полной секретности, начали внезапно. Группы, включающие высококлассных сотрудников Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью СБУ, региональных управлений спецслужбы Управления организации борьбы с контрабандой Государственной таможенной службы, и отряды Оперативной таможни появились одновременно на 15 таможенных переходах западного региона и моментально включились в процесс проверки грузового и товарного потока, направляющегося в Украину. Не оправдав надежды потенциальных правонарушителей, расценивших происходящее как единовременную акцию, «подкрепление» оставалось на переходах круглосуточно. Целью таких радикальных мероприятий были проверка самой организации таможенного контроля, выявление возможных устойчивых контрабандных каналов. Не исключалось, что «всплывут» коррупционные проявления среди таможенников и представителей смежных служб (например, охраны автотерминалов и т. д. ). Принятый на 2000 год бюджет страны предполагает его пополнение за счет обязательных таможенных сборов, но суммы, поступавшие с начала года, не оправдывали ожиданий. Ситуацию необходимо было скорректировать.

Контрабандные бананы начинали портиться…

Трейлеры, микроавтобусы, грузовые автомобили выстроились на смежных территориях в Польше и Венгрии в очереди на 5--8 километров. Только на подходах к Раве-Русской «смутные времена» пережидали около ста микроавтобусов. Перевозчики основной массы контрабандного товара, как стало известно украинской спецслужбе, пытались достоверно разузнать, когда наконец закончится проверка. Для правоохранительных органов такая реакция была самым красноречивым подтверждением того, что начало операции удалось. Более того, значительная часть товаропотока тут же переориентировалась с венгерского направления на транзит через Румынию. Мобильность оперативных групп, состоящих из сотрудников спецподразделений и райаппаратов областных управлений СБУ, позволила тут же же взять под усиленный контроль таможенные переходы в Черновцах.

Разумеется, в потоках застопорившегося по ту сторону границы транспорта вовсе не все перевозчики были махровыми контрабандистами. И законопослушные граждане порой предпочитали переждать, чтобы часом не попасть «под горячую руку». Уже через несколько дней, оценив ситуацию, те, у кого и документы, и груз были в полном порядке, смело предъявляли их для контроля. Отправились в путь хозяева законного транзита, закупок государственного и критического импорта. Наиболее показательны первые дни операции, когда гарантией «чистоты эксперимента» был фактор неожиданности. Только в период с 12 по 20 февраля резко -- в несколько раз -- возросли суммы удержанных платежей. Уже в первую неделю работы специальных групп на границе было составлено 318 протоколов о нарушении таможенных правил на сумму более 2,6 млн. гривен. Только по Закарпатской таможне за четыре февральских дня были начислено почти 850 тысяч гривен, что составляет треть платежей за весь предыдущий месяц.

Няни, сиделки и «танцовщицы», возвращаясь на родину после работы за границей, платили бориспольским таможенникам за радушный прием

Практически на всех таможнях едва ли не традицией стало возбуждение уголовных дел не в отношении конкретных нарушителей закона, а лишь по факту контрабанды. Незаконно провозимый груз становился «бесхозным», а следствие в дальнейшем заходило в тупик. Преступники, хоть и несли значительные потери, уходили от ответственности, рассчитывая при этом, что в следующий раз повезет больше. Комплексная отработка каждой криминальной ситуации в ходе описываемой операции позволила раскрыть сразу же почти все из двух десятков возбужденных в эти дни уголовных дел (восемь из них возбуждены непосредственно спецподразделениями СБУ). Кстати, двенадцать сотрудников таможенных органов фигурируют в материалах доследственной проверки в качестве подозреваемых.

В Борисполе четверо таможенников обвиняются в вымогательстве денег у граждан, возвращающихся на родину после работы за границей. Моряки, няни, сиделки, да и «танцовщицы» -- все вынуждены были платить определенную мзду. В Чопе, Крыму, Харькове сотрудники таможни были уличены в организации провоза контрабандных грузов.

Оказалось, что таможня работать умеет. Если захочет…

Хотя всю следующую неделю товаропотоки были значительно скуднее, суммы штрафных санкций и удержанных законных платежей были достаточно высоки. С 21 по 27 февраля было составлено 169 протоколов на сумму почти 380 тыс. гривен. На пассажирских отделах таможенных постов удержано более 2 млн. гривен обязательных платежей в бюджет, на грузовых -- более 500 тысяч. Штатные сотрудники таможенных постов получили уникальную возможность посмотреть на свою работу как бы со стороны. Оказалось, что в будничной суете, при очень высоких ежедневных нагрузках на каждом переходе от их внимания уходит масса существенных недостатков в организации таможенного контроля. Так, множество возможностей для правонарушений таила в себе ситуация, когда при въезде автомобиля на автотерминал соответствующие документы не сдавались на таможню. Машины до прохождения контрольного пункта находились на стоянке по месяцу и более, и невозможно и некому было определить, какова судьба груза, да и самой машины -- нередко они потихоньку «испарялись» с площадки. Непосредственное участие в данной операции сотрудников ГТСУ и СБУ значительно усилило тщательность, с которой таможенники проводили таможенный досмотр автотранспортных средств и личных вещей на пунктах пропуска -- «до того» эти мероприятия часто носили поверхностный характер со всеми вытекающими из этого последствиями. Теперь же «хозяева границы», с некоторой ревностью восприняв усердие откомандированных сюда совместных групп, тоже стремились показать класс в работе. Заметно оживилась и оздоровилась атмосфера в коллективах. Особенно отличалась «митна варта» -- мобильные отряды передвижного механизированного патруля, специализирующиеся на перехвате контрабандистов, пытающихся преодолеть приграничную зону по лесным тропам. Ребята из этих отрядов прекрасно ориентируются во всех стежках-дорожках, знают местное население, неплохо осведомлены о тех, кто пытается подрабатывать в роли эдаких проводников. Об их неожиданном появлении среди ночи на самых разбитых дорогах прямо перед фурами с контрабандой, дотошном знании всех уловок правонарушителей, умении найти и двойное дно, и, например, тайники с «Мальборо» внутри древесных балок, -- об этом в приграничье уже ходят легенды.

Только на контрабанде в Украину автомобилей с использованием липовых судебных решений по гражданским делам, бюджет недополучил 15 миллионов долларов

Весь прошедший месяц, как отмечают участники операции, на границах шла активная учеба. Местные сотрудники учились не только у приехавших на подмогу и укрепление специалистов, но и у самих себя, открывая неведомый до того профессиональный потенциал. Уже сейчас в ходе совместного анализа операции ее участниками были разработаны предложения вполне прикладного значения -- будут внесены изменения в соответствующие инструкции, приказы, законодателям предложены целые пакеты документов с целью оптимизации работы на пропускных пунктах. Многие лазейки, освоенные контрабандистами, были прикрыты сразу же.

Лишь один пример: в Закарпатской области обнаружились факты незаконного ввоза в Украину дорогих иномарок. Осуществляла его преступная группа, в состав которой входили сотрудники таможенных и правоохранительных органов. В отношении двух сотрудников Чопской таможни по материалам ГУ»К» СБУ возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. ст. 70, 165, 172 УК Украины. Уже во время операции пресечена попытка незаконного таможенного оформления ими на подставное лицо дорогущего легкового автомобиля «Тойота Ленд Круизер». Длительное время они обеспечивали контрабандный ввоз джипов и представительских иномарок 1999 и 2000 годов выпуска, незаконно оформляя их как грузовые микроавтобусы. Злоумышленники в данном случае использовали в своих интересах то обстоятельство, что в сопроводительных документах достаточно было обозначить лишь марку «семейства» автомобилей, объединяющую как дешевую малолитражку, так и престижное авто со всеми «наворотами». Достаточно было умолчать о полном названии ввозимой машины и ее модели, и только на ввозе одного «джипа» государство теряет около 15 тысяч долларов в виде неуплаченных налогов. Таких же машин между строк инструкции проскальзывало сотни. В связи с выявленными недостатками технологии таможенного оформления Служба безопасности предложила внести в нормативную базу ГТСУ изменения, касающиеся порядка записи информации в таможенной декларации. Кроме того, предполагается запретить растаможивание новых автомобилей в случае декларирования их цены ниже установленной Кабмином Украины минимальной таможенной стоимости.

Этим автомобильные страсти не ограничились. В нескольких областях сотрудникам оперативных групп удалось вскрыть механизм контрабандного ввоза в Украину автотранспорта с использованием судебных решений по гражданским делам. Только в прошлом году было зарегистрировано около 1100 автомашин, многие из которых на момент регистрации в ГАИ находились за пределами Украины. Это позволило в дальнейшем переместить их внутрь страны в режиме «возвратного ввоза» без уплаты таможенных платежей, что обернулось недобором в госбюджет около 15 млн. долларов.

В настоящее время в Киеве уже изъято 14 автомобилей на сумму более полумиллиона долларов.

По наблюдениям оперативников, жесткие меры на границе, без преувеличения, парализовали деятельность ряда коммерческих структур, преобладающую часть доходов которых составлял нелегальный импорт. Некоторые виды товаров в приграничных регионах полностью исчезли из торговых точек или выросли в цене. Так, в Закарпатской области подорожали водка и сигареты, цитрусовые и экзотические фрукты, контрабандой которых из соседних стран занимались преимущественно мелкооптовые поставщики. Сохранить ценовое равновесие на внутреннем рынке и защитить отечественные предприятия от пиратской конкуренции можно лишь при условии существования серьезного заслона контрабанде на границе. Среди грузов, на которые в эти дни был наложен арест, преобладали высоколиквидные товары, которые должны были принести злоумышленникам гарантированную прибыль. Это -- компьютерная техника, мебель, продукты питания. На Чопской таможне возбуждено уголовное дело по факту незаконного ввоза в Украину грузового автомобиля с компьютерными принтерами, лишь таможенная стоимость которых перевалила за 1,5 миллиона гривен. Только в Киеве в последнее время изъято пять контрабандных партий цветов.

Есть вопросы -- позвони соседям

Материалы операции еще подлежат осмыслению и анализу. Первые выводы -- контрабандисты чутко реагируют на действия правоохранительных органов, тоже совершенствуя свои «формы и методы». Если еще недавно они в основном практиковали примитивную недопоставку до таможен грузов, указанных в документах, фиктивный транзит, то сейчас основные нарушения таможенного законодательства осуществляются путем подмены товаро-сопроводительных документов, в которых указываются ложные данные в отношении наименования и стоимости товаров. А некоторые сотрудники таможен слишком «поверхностно» изучают все бумаги и грузы, имея в этом прямую заинтересованность. Между тем возможности борьбы с явным занижением стоимости ввозимого товара у таможенников есть. Прежде всего это имеющиеся договоренности о реальном взаимодействии с зарубежными коллегами. Украинская сторона в кратчайший срок может получить о вызвавшем у них определенные сомнения грузе исчерпывающие сведения. Если он уже пересек таможню соседей, может оказаться, что назвали там подлинную его стоимость -- для возврата НДС.

Очередей уже нет, но операция продолжается

Возвращающиеся из рейдов на границу и тут же уезжающие в новые командировки участники операции отмечают, что обстановка на международных пропускных пунктах даже за месячный срок совершенно изменилась. Тому свидетельство и поток значительных денежных средств, перечисляемых ежедневно в государственную казну, и взбодренные новыми стандартами работы коллективы. Потому, как отметил руководитель подразделения по борьбе с контрабандой ГУ»К» СБУ Степан Качур, необходимо «закрепить тенденцию». Решением руководства участвующих в операции ведомств мероприятия будут продолжены. По-видимому, до тех пор, пока грань между «форс-мажорными» обстоятельствами и будничной вахтой не сойдет на нет. Прозрачность границы, настаивают сотрудники правоохранительных органов, не в том, чтобы через нее шастали, кому как вздумается. Прозрачными должны быть порядки на таможенном пропускном пункте и все процедуры растаможивания грузов. В таможеннике надо видеть не «цербера» или лихоимца, а государственного человека. Общение перевозчика с ним должно происходить без двусмысленного подтекста, а само прохождение контроля -- комфортно и удобно. Разумеется, если в чемодане путешествующего гражданина нет двойного дна…


«Facty i kommentarii «. 23 марта 2000. Экономика