Культура и искусство

Сергей михалков: «я не боялся сталина и даже позволял себе с ним спорить»

0:00 — 23 марта 2000 eye 2705

Когда 87 лет назад, 12 марта родился Сергей Владимирович Михалков, его отец скрыл дворянское происхождение мальчика (хотя род Михалковых упоминался в летописях со времен Ивана Грозного). Начинал Сергей Владимирович простым рабочим, потом стал писать рассказы и стихи. Его стихотворение «Светлана», опубликованное в «Известиях», очень понравилось Сталину. А в 26 лет Михалков уже получил свой первый орденом Ленина. В 30-е годы ругать его дядю Степу, служившего в милиции, не решался ни один критик. Произведения Михалкова вышли тиражом более 250 млн. экземпляров. Он был одним из авторов обеих редакций текста Государственного гимна Советского Союза. Рассказывают, что как-то Евгений Евтушенко ехал в одном лифте с Сергеем Михалковым и решил высказаться по поводу поэтических достоинств Гимна. На что автор текста сурово отпарировал: «Говно -- не говно, а заиграют -- все встанете!» Сергей Владимирович был два раза женат. Мать его знаменитых сыновей-режиссеров Андрея и Никиты -- Наталья Кончаловская, дочь художника Петра Кончаловского и внучка Василия Ивановича Сурикова. Наталья Петровна была на десять лет старше мужа. После ее смерти Михалков женился во второй раз. Его жена Юлия (ей 37 лет) по профессии биолог.

«Дети часто получали от меня подзатыльники»

-- Часто говорят, что сегодняшняя ситуация в России очень напоминает ту, которая была в 1917 году между Февральской и Октябрьской революциями. Вы помните ту жизнь?!

-- До 1923 года мы жили под Москвой, на станции Жаворонки. Снимали там дачу у пожилых людей. Отец работал в Москве, а мать была учительницей и ездила на другую станцию преподавать французский язык в школе. А я жил с двумя младшими братьями.

-- И все-таки тот мир и нынешний похожи?

-- Ну, тогда люди, насколько я помню, жили довольно трудно. Помню, например, что отец доставал старые мундиры, люди, у которых мы жили, эти мундиры распарывали, и из них потом что-то шили и куда-то сдавали. Ну, в общем, жили, существовали. А я учился у священника, у попа. Отец Борис приезжал к нам, потому что до школы было далеко, учил меня русскому языку, закону Божию, но меня больше интересовали тогда стихи Демьяна Бедного, которые печатались в журнале «Копейка». Я читал классику -- Крылова, Некрасова, Пушкина, немецких писателей, потому что у нас в семье жила прибалтийская немка, и я с детства знал немецкий язык.

-- Сергей Владимирович, как вам удалось воспитать двух прекрасных сыновей?

-- Нельзя сказать, что я их воспитал, потому что человека воспитывает среда, атмосфера дома.

-- Вы их наказывали?

-- Суровых наказаний не было, но подзатыльники они получали. Очень важна сама атмосфера в семье. У нас бывало много интересных людей -- художников, писателей, музыкантов. Рихтер, Сафроницкий, Борис Ливанов… Разговоры взрослых об искусстве оказывали большое влияние на детей… Они росли в этой атмосфере. Когда я уже жил с женой отдельной семьей (мы в 1951 году получили квартиру), у нас бывали художники, писатели, сценаристы, кинематографисты, актеры нового поколения, они периодически даже жили у нас. Бывало, встаю утром, выхожу завтракать, вижу, сидит какой-то молодой человек завтракает, со мной не здоровается. Я говорю: что за безобразие, кто это? А это, оказывается, композитор Овчинников. Или Андрей Тарковский. Сыновья жили с ними в одной комнате.

-- Вы скрывали, что крестили своих детей?

-- Крестил и детей, и внуков. Скрывать не скрывал, но и не афишировал.

-- Кто, по-вашему, должен быть хозяином в доме?

-- С первой женой я прожил 53 года. Она была старше меня, и мы успели с ней справить золотую свадьбу. Наталья Петровна была талантливым писателем, ее книги читают до сих пор. Жена была духовным стержнем семьи, а я, если можно так выразиться, кормильцем.

-- В вашей новой семье такие же традиции?

-- Я женился на очень умной, интересной, красивой женщине. Она самостоятельная, образованная. Думаю, это -- судьба. Замечательно, что мы нашли друг друга. Мы с ней не выясняем, кто в доме хозяин, а помогаем друг другу в нашей совместной жизни.

«В России достаточно кандидатов на пост президента и без моего сына»

-- До последнего времени были разговоры, что Никита Михалков собирается баллотироваться в президенты России. Если бы это произошло, вы бы его благословили?

-- Я -- нет!

-- Почему?

-- Зачем взваливать на себя такое бремя? И потом, я считаю, что есть достаточно достойных кандидатов на пост президента. Актер должен быть актером или режиссером, потому что жизнь кончается, и надо что-то сделать, что-то оставить после себя. Он должен играть в фильмах, должен жить своей жизнью, а брать на себя такую ответственность… Так что я лично не поощряю такие разговоры.

-- Вы видели всех руководителей нашей страны, начиная со Сталина. Среди них были счастливые люди?

-- Счастливые? Думаю, они не могли быть счастливыми, потому что на них лежала слишком большая ответственность.

-- Среди руководителей страны, с которыми вы общались, кого вы могли бы назвать интересным человеком?

-- Мне было интереснее всего со Сталиным. При всем том, что мы сейчас знаем, о чем уже писали и говорили, это был выдающийся государственный деятель. И смешно мне судить о нем, если его уважали такие деятели, как Черчилль, Рузвельт, Фейхтвангер, Ромен Роллан, виднейшие деятели культуры и политики, выдающиеся военачальники. Сталин был выдающейся личностью. Конечно, он сделал много ошибок, пострадали многие невинные люди, но это был интересный человек.

-- Когда Андрей, ваш старший сын, снимал фильм «Ближний круг» об окружении Сталина, он советовался с вами?

-- Нет. Они вообще со мной не советуются. Теперь уже я иногда с ними советуюсь.

-- Сталин, которого в фильме «Ближний круг» сыграл Александр Збруевым, похож на того Сталина, которого знали вы?

-- Мне кажется, он не похож визуально. Может быть, по манере, поведению. А атмосфера передана, по-моему, очень верно.

-- Лично вы боялись Сталина?

-- Нет. Представьте себе, не боялся.

-- Вы спокойно к нему входили? Как все это происходило?

-- Спокойно. Я был тогда на особом положении, был, так сказать, молодым писателем, которому выпала честь стать автором Государственного Гимна Советского Союза, и когда меня приглашали к Сталину уже как автора Гимна, чего мне было бояться, если Сталин из огромного количества текстов утвердил наш текст с Регистаном? И когда меня приглашали в Кремль, а в 1943 году шла работа над Гимном с композиторами, чего мне было бояться? Я относился к Сталину, как и все, с уважением. Я позволял себе даже спорить с ним по некоторым вопросам.

-- Например?

-- По вопросам, касающимся Гимна. Я говорил: нет, товарищ Сталин, мне кажется, что публиковать сейчас текст не надо. Он воспринял эту реплику с недовольством и даже сказал мне: «Что вы там понимаете с вашей маленькой колокольни?!» Я до сих пор помню эту фразу. Я объяснил ему, что если опубликовать текст в «Правде», как он хотел, то что потом делать, если не подойдет музыка? Он промолчал, и текст не был опубликован.

-- Вы верите в судьбу?

-- Верю, я себя считаю человеком счастливой судьбы. Я счастлив и как человек, и как писатель. Я пережил все этапы истории нашего Отечества. Я не был репрессирован, хотя многие молодые писатели были репрессированы, я прошел всю Великую Отечественную войну и не попал в плен, не был ранен. У меня были хорошие наставники -- писатели старшего поколения -- Фадеев, Толстой, Маршак, Кассиль… У меня была талантливая, умная и добрая жена, которая родила мне двоих талантливых сыновей -- Андрея и Никиту. Они стали народными артистами России, получили мировое признание как режиссеры-постановщики многих фильмов. У меня хорошая семья. Я до сих пор дружу со своими сыновьями и внуками. Они теперь стали самостоятельными людьми и работают в искусстве. Ну, словом, у меня все благополучно.

«Мои книги читают до сих пор»

-- Вы довольны своей писательской судьбой?

-- Не могу пожаловаться. Я не потерял своего читателя. Мои книги, сборники стихов, написанные много лет назад, издаются повсеместно, их покупают родители, которые в детстве были моими читателями. Сегодня все зависит от рынка. Печатают то, что пользуется спросом и раскупается. Очевидно, покупают те книги, которые хотят читать. Книги Маршака, Чуковского, Барто, Заходера, Успенского по-прежнему любят малыши.

-- Я знаю, что вы встречались с прорицательницей Вангой.

-- Я был у нее четыре раза. Я считаю Вангу уникальной женщиной, которая действительно предсказывала судьбу. Она очень точно рассказывала мне о моем прошлом, о прошлом моей семьи, хотя никого из них не знала. Такие люди есть на свете. Они были и раньше, в дореволюционные времена. Были такие старцы, монахи, ученые. Об этом свидетельствуют книги, рассказы, повести, документальные очерки. Да, она была уникальным человеком! Она была слепой, а видела много дальше зрячих.

-- У нее была необычная внешность?

-- Обычная крестьянка, слепая, доброжелательная, но очень резкая в суждениях. А посоветовал мне побывать у не первый секретарь ЦК Компартии Болгарии Тодор Живков. Я часто приезжал в Болгарию, принимал участие в некоторых общественных делах, и когда он узнал, что я хотел бы побывать у Ванги, сказал: «Советую к ней съездить». И я поехал. Там было много народу, к ней стремились попасть многие выдающиеся деятели из разных стран. Когда я вошел, она сказала: «О, этот русский будет долго жить», -- и это меня вдохновило на разговор с ней. Я был у нее несколько раз, и она всегда была со мной очень откровенна, доброжелательна, что бывало с ней редко, потому что она подолгу с людьми обычно не разговаривала. Я посоветовал иностранным писателям, которые были в Софии на международном конгрессе, побывать у нее. Они поехали и вернулись совершенно ошарашенные, потому что она им сказала очень много такого, чего никто не мог знать, кроме них самих.

-- Когда вы возглавляли Союз писателей СССР, многие писатели подвергались репрессиям. Как вы сейчас относитесь к той ситуации?

-- Я тоже осуждал некоторых, в том числе Пастернака. Я его осуждал за то, что его роман «Доктор Живаго» (я потом прочитал его, и он мне очень понравился) был опубликован за границей на русском языке. Государственный закон запрещал советским писателям публиковать свои произведения за границей на русском языке, пока они не опубликованы в СССР.

-- Вы сейчас в этом не раскаиваетесь?

-- Нет, потому что он действительно нарушил закон, но я его и тогда, и сейчас считаю выдающимся русским поэтом. Тогда очень многие не осуждали его как поэта. Другое дело, что в его адрес звучали оскорбления с высоких трибун из уст руководителей государства. Вот это я внутренне осуждал. Я считал, что так о человеке говорить нельзя. Я осуждал Синявского (я и сейчас его осуждаю), считал, что писатель, живущий в Москве, работающий в журнале «Новый мир» и печатающийся, как писатель Синявский, не должен одновременно выпускать за рубежом антисоветские книги под псевдонимом «Абрам Терц». Я осуждал Солженицына, его пьеса «Пир победителей» мне категорически не понравилась. Это была, на мой взгляд, клевета на нашу армию, которая победила. Но когда вышел «Архипелаг ГУЛАГ», я был председателем комиссии по присуждению государственной премии России, и я поставил вопрос о присуждении Александру Исаевичу российской премии за этот роман. Но он эту премию не принял, потому что посчитал неприличным получать деньги за книгу о заключенных.

-- Как вы считаете, как руководитель Союза писателей СССР вы совершали крупные ошибки?

-- Нет.

-- Что, на ваш взгляд, было самым главным делом вашей жизни?

-- Ну, я думаю, самое главное -- мое творчество. Меня читали несколько поколений. Читают и сегодня. Я открыл для себя и для читателя жанр басни, который не существовал в советское время. Я сделал все, что может сделать детский писатель, чтобы остаться в памяти многих поколений. А это, я считаю, самое главное.


«Facty i kommentarii «. 23 марта 2000. Культура