Политика

Владимир семиноженко: референдум -- это единственный эффективный механизм, способный придать импульс проведению масштабной политической и государственной реформе в украине

0:00 — 30 марта 2000 eye 288

По мере приближения даты проведения всеукраинского референдума споры по поводу его целесообразности и своевременности среди политиков не утихают. Свою точку зрения по этому поводу «ФАКТАМ» изложил академик НАНУ, народный депутат и член партии Регионального возрождения Украины Владимира Семиноженко.

-- Владимир Петрович, как вы считаете, действительно ли Украине нужен сегодня референдум?

-- Несмотря на наличие определенных политических и юридических коллизий, которые существуют вокруг назначенного на 16 апреля референдума, его проведение, безусловно, необходимо и оправданно. Ведь разговоры о серьезных издержках и недостатках сложившейся модели взаимоотношений государственных и политических институтов продолжаются не первый год. Но поскольку практически любые изменения в этой сфере неизбежно затрагивают интересы влиятельных политических, бизнесовых, парламентских и других групп, то процесс преобразований в этой сфере, по сути, не сдвинулся с мертвой точки. Референдум же позволит разрубить «гордиев узел» патовой ситуации в политической системе, так как народное волеизъявление вынудит власть провести назревшие в обществе изменения.

Поэтому, я убежден, референдум -- это единственный в данной ситуации эффективный механизм, способный придать импульс проведению масштабной политической и государственной реформе в Украине.

-- Среди проблем, вынесенных на всенародное обсуждение, особое место занимает вопрос о формировании второй палаты парламента, призванной представлять интересы регионов Украины. В чем вы видите преимущества двухпалатного парламента по сравнению с существующей моделью законодательного органа?

-- В мире эффективно работают несколько моделей двухпалатных парламентов. И у каждой свои преимущества. Приведу лишь некоторые.

Во-первых, двухпалатная структура Верховной Рады, по сравнению с однопалатной, усиливает выверенность политических решений, способствует повышению ответственности законодательной власти за осуществляемую политику.

Во-вторых, двухпалатная система стимулирует взвешенность законодательной стратегии парламента, значительно уменьшает количество авантюрных решений, которые политиками зачастую выдаются за реформы. Иными словами, верхняя палата -- это своеобразный фильтр на пути радикализации законодательного процесса.

И, в-третьих, благодаря такой системе неизмеримо повышается качество реформирования общества. Значительно усиливается самоконтроль реформаторов, их решения постоянно шлифуются в интеллектуально-оппозиционной борьбе, при этом «межпалатная оппозиция» четко отражает дух и направленность каждого парламентского решения, прежде всего, с точки зрения его пользы для общества.

Поскольку наша партия -- Партия регионального возрождения Украины, рассматривает общенациональные приоритеты через многообразие интересов регионов, нельзя не отметить еще один момент. Мы уверены, что формирование второй палаты будет способствовать развитию институтов местного самоуправления и выстраиванию оптимального баланса отношений между центром и регионами в стране.

-- Но при этом до сих пор неясны принципы, по которым будут происходить, в случае, разумеется, положительного исхода референдума, формирование верхней палаты парламента?

-- Я сторонник того, чтобы члены будущей верхней палаты избирались. Но положительное решение народа по этому вопросу поставит целый ряд проблем. Помимо способа формирования палаты придется еще уточнить ее функции, объем полномочий и компетенции, место и роль в стратегическом институционном треугольнике «Президент -- парламент -- правительство». Скорее всего, необходимо будет самым серьезным образом пересмотреть и структуру парламентских взаимоотношений, а также между законодательной властью и органами местного самоуправления, поскольку верхняя палата по идее должна иметь достаточно четкую региональную направленность.

На мой взгляд, оптимальным вариантом было бы постепенное решение этих вопросов путем созыва Конституционного собрания либо же проведения еще одного всенародного референдума по принятию Конституции. Это необходимо хотя бы для того, чтобы следующие парламентские выборы в 2002 году прошли уже по новой системе.