Политика

Народный депутат василий хмельницкий для получения украинского гражданства предъявил фальшивую справку о своей работе в сбу

0:00 — 31 марта 2000 eye 1320

Но ему, как и другим шестерым депутатам, упомянутым в обращениях Службы безопасности в парламент, бояться, похоже, пока нечего

До сих пор не утихает шумиха вокруг направленных в парламент писем с фамилиями шестерых депутатов (Сергея Кривошеи, Игоря Кирюшина, Валерия Бабича, Сергея Рыся, Владимира Плютинского и Леонида Черновецкого), чьи деяния, по мнению работников СБУ, подпадают под действие закона о борьбе с коррупцией. Упоминается там и народный депутат Василий Хмельницкий, имеющий проблемы с оформлением украинского гражданства. В дебатах по этому поводу действия СБУ расцениваются весьма неоднозначно. Масла в огонь подлил и спикер Иван Плющ, выразивший недоумение по поводу появления в Верховной Раде подобных документов. По его мнению, эти письма должны были сразу пойти в судебные органы…

Возникшую в связи с нашумевшими письмами правовую коллизию взялся прояснить на пресс-конференции заместитель начальника управления «К» СБУ (по борьбе с коррупцией и организованной преступностью) Валерий Рацюк.

Он сразу же опроверг утверждения ряда СМИ о том, что руководство СБУ якобы называло упомянутых депутатов коррупционерами и преступниками. Такие полномочия имеют только суды.

Что же касается писем (а не представлений!) в Верховную Раду, то, по словам г-на Рацюка, Служба безопасности подготовила данную информацию, руководствуясь законом о борьбе с коррупцией, статья 5 которого ограничивает право государственных служащих заниматься предпринимательской деятельностью, а ст. 12 гласит, что административные дела о коррупционных действиях или других уголовно наказуемых правонарушениях рассматриваются в суде.

Однако, как известно, судебные действия в отношении народных избранников должны проводиться только с любезного согласия их коллег: неприкосновенность парламентариям дарована статьей 27 Закона «О статусе народного депутата». Вместе с тем положения данного закона, касающиеся административных взысканий, явно не согласуются с восьмидесятой статьей Конституции, которая предусматривает необходимость получения согласия Верховной Рады только на привлечение народного депутата к уголовной (но не административной. -- Авт. ) ответственности, а также на задержание и арест.

Валерий Рацюк подчеркнул, что, направляя письма-информации о нарушении депутатами законодательства, сотрудники СБУ рассчитывали, что правоведы разберутся с этими противоречиями и разработают какой-либо действенный механизм. А то получается замкнутый круг: по Конституции разрешение парламента не требуется, по закону о статусе депутата -- оно необходимо, обратишься в суд -- не принимают, а в Генпрокуратуре отсылают к Конституции…

Кстати, если этот круг будет-таки разорван и соответствующее решение -- принято, то шестерым народным избранникам, окажись они «под раздачей», за совмещение законотворчества с предпринимательством грозит не только досрочное «увольнение» из депутатов и штраф в размере от 25 до 50 не облагаемых налогом минимумов, но и запрет баллотироваться в законодательные органы в течение 5 лет.

Что же касается Василия Хмельницкого, то, по словам г-на Рацюка, то у него проблема возникла именно сейчас, а не во время избирательной кампании лишь потому, что в Украине нет соответствующего порядка проверки. СБУ в пределах своей компетенции (проведение оперативно-розыскных или иных мер по обеспечению безопасности государства, его территориальной целостности, решение задач по борьбе с коррупцией и организованной преступностью) добывает эти материалы, дает им правовую оценку и направляет дальше по инстанциям. Причем нужная информация зачастую черпается из прессы, обращений депутатов и граждан, а также из зарубежных источников.

Надо полагать, из таких же источников появилась и информация в отношении депутата Хмельницкого. Валерий Рацюк рассказал, что в деле фигурировала справка управления по работе с личным составом СБУ от 2 декабря 1996 года, в которой говорится, что гражданин такой-то «действительно работает и находится на спецучете в Службе безопасности Украины». А выдана она «для предъявления в паспортное отделение для получения паспорта и прописки». Однако проверка показала, что упомянутый гражданин в Службе безопасности Украины никогда не работал, справка ему такая, естественно, не выдавалась, как не предоставлялись и другие документы для решения вопроса о получении гражданства и паспорта, а также баллотирования кандидатом в народные депутаты.

Кстати, в контексте вопроса о гражданстве на пресс-конференции прозвучала фамилия депутата Льва Миримского. Валерий Рацюк информации по этому поводу не имел, но обещал проверить…


«Facty i kommentarii «. 31 марта 2000. Политика