Культура и искусство

Валерий меладзе никогда в жизни не голосовал

0:00 — 31 марта 2000 eye 321

Свой голос он берег для другого

Валерий Меладзе, программа «Как это было» (Дворец «Украина», 29--30 марта)

Он часто сокрушается по поводу тотальной оккупации украинского рынка российскими попсовиками. Так и говорит: «Мне очень не по себе». Это в том смысле, что, проезжая мимо Дворца «Украина», он часто не видит свободного места в сплошняке рекламных стендов на портале. Впрочем, сокрушается зря. Его-то стенд -- отнюдь не из самых скромных на этом вернисаже. Но он, тем не менее, не обольщается. И не навязывает себя. Так и говорит: «Я зрителю себя не навязываю!» Мол, если увидит, что в очередном зале нет народа, то в корне пересмотрит свою гастрольную политику. Например, ездить будет реже. Хотя куда уж реже. Выборы, референдумы и прочие соцзаказы -- принципиально не в счет.

Вообще-то раньше он не принимал участия в выборах. Ни в думских, ни в президентских. Хотя с некоторых пор не считает зазорным поагитировать за что-то «важное и полезное». Точнее -- только вот определился с этой мыслью накануне последних выборов в России. А тут, как на зло, вообще никого из попсовиков не позвали. Без надобности, как оказалось. Да и выборы какие-то были скоропостижные. Но он и голосовать не пошел. Потому что не делал этого никогда в жизни.

Нет, он определенно не собирается меняться. В смысле имиджа. Да и репертуара тоже. А куда меняться? В сторону молодежной культуры? Да молодежь нынче пошла -- даст хоть сто очко форы. Они -- хозяева Ниши. И зачем меняться, спрашивается? Вот, к примеру, классические исполнители многие годы, насколько здоровья хватает, поют одни и те же оперные арии. И люди слушают, тем не менее. Сравнение с оперными классиками ему, как ни странно, подходит.

Нет уж, совать нос из родной ниши -- это не для него. Да и брат не советует. Ох уж этот брат! Тень его неотступна, куда бы певец ни пошел, что бы ни делал.

Даже на пресс-конференциях, куда брат не ходит из врожденной скромности, говорят больше все о нем, о старшем. Чаще хвалят, но иногда и ругают. Например, грозятся наябедничать в антимонопольный комитет, дескать, все песнетворчество обратил в семейный бизнес.

Еще Меладзе изредка обвиняют в однообразии репертуара. Но, думается, брат тут все-таки ни при чем. Брат ведь пишет песни, конечно, в пределах этой самой ниши, но ведь совершенно разные. То заводную напишет, то заунывную. То нарочито простецкий шлягер, то, наоборот, гиперметафоричный поток сознания. То о жизни, то о себе.

И все сводит в одну мощную и концептуальную струю манера исполнения младшенького. Ну, так ведь за голос же мы его все так любим. В первую очередь. Во вторую -- за человечный имидж. Хотя имидж тут тоже вроде бы как ни при чем. Такой уж человек: искренний и отзывчивый, гостеприимный. Душа нараспашку. Держит ресторанчик -- не для прибыли, для друзей. Другой бы греб деньги лопатой, жизнь же не вечная. А этот и жить-то не торопится. Все чинно, размеренно и благородно. О, грузинская аристократия! Перед пылкой искренностью побегов твоих меркнет скромное обаяние московского шоу-бизнеса!

Вообще-то он и под фонограмму не поет. Но публика в «Украине» в первый вечер собралась странная: многочисленная «группа поддержки» реагировала почему-то больше не на любимые песни, а на упоминание со сцены торговой марки спонсора. Поэтому не было ни тени сомнения в его глазах, когда в паре песен использовал фанерную подкладку. Просто песни специфические, требующие исключительно полноголосия. Поэтому будет даже лучше, если живому Меладзе подпоет Меладзе «фанерный». Реакция «группы поддержки» свидетельствовала -- он на правильном пути.

Валерий Меладзе, наверное, самый честный из российских исполнителей. Без шуток. Потому как недоступна славянам открытость, которой он нас подкупает. Все, что ни делает, отдает на съедение толпе. Мол, вот он я такой, какой есть, решайте сами: освистать меня или цветами осыпать? Но внутри, понятное дело, готов к цветам.