Политика

Глава миссии украины в нато владимир хандогий: «вопрос вступления нашей страны в альянс в повестке дня не значится»

0:00 — 12 мая 2000 eye 527

Накануне майских праздников в Королевство Бельгия на дипломатическую службу отправился Владимир Хандогий, который до недавнего времени представлял интересы нашей страны в Канаде. Новоназначенный посол будет одновременно возглавлят украинскую миссию в НАТО. Владимир Дмитриевич любезно согласился поделиться с читателями «ФАКТОВ»планами на ближайшее будущее.

Для большинства дипломатов распад Союза стал неожиданностью

-- Бельгия в вашей дипломатической службе -- первое королевство?

-- С монархами я уже имел дело: верительные грамоты в Канаде вручал королеве Англии.

-- Почему в Канаде?

-- Королева Англии Елизавета является, согласно конституции, главой Канады. Это в определенной степени условно и символично. Формально на сегодняшний день главой государства является генерал-губернатор, который действует от имени королевы Англии. В верительной грамоте, которую вручает посол какой-либо страны, указывается: «Ее Величеству королеве Великой Британии, Северной Ирландии и Королевства Канада». Поэтому могу сказать, что я имел отношение к королевскому двору Великобритании. Теперь вот -- к монархии бельгийской…

-- Вы бывали раньше в Брюсселе?

-- Только неофициально. Если откровенно, то не могу утверждать, что этот город мне нравится. Может быть, потому, что погода тогда была не очень хорошая… Вот Амстердам, Брюгге -- другое дело…

-- А Оттава?

-- Оттаву просто люблю. Кстати, когда я туда ехал, меня предупредили, что это маленький город, населенный фактически одними чиновниками. Меня это, честно говоря, не обрадовало: довольно долго проработав в Нью-Йорке, я привык к масштабам, а в Оттаве -- всего около 300 тысяч жителей… Но посол Канады в Украине перед отъездом меня напутствовал такими словами: вы будете поражены Оттавой. И действительно, я был приятно удивлен. Канадская столица -- чудесный город…

-- Но сердце, я так понимаю, оставили в Нью-Йорке?

-- Да, в этом городе я работал 10 лет: в Постоянном представительстве Украинской ССР при ООН, затем в постпредстве Советского Союза в этой организации, а потом уже, после обретения Украиной независимости, перешел на работу в украинскую миссию при ООН. А вообще-то я легко привыкаю к новому месту жительства… Ведь на дипломатической службе я уже 24 года.

После окончания факультета международных отношений Киевского госуниверситета сразу уехал переводчиком в Пакистан на строительство металлургического завода в городе Карачи. Правда, эта моя первая работа не считалась дипломатической. По возвращении пришел на работу в Министерство иностранных дел. И с тех пор, с 1976-го, прошел путь от атташе до заместителя министра, которым стал в 42 года… Хотя не могу сказать, что это исключение. Во времена Союза Громыко в 30 с лишним занял пост министра иностранных дел СССР. Все зависит, конечно, от определенных обстоятельств. К тому же мы живем в такое время, когда все спрессовалось, особенно после 91-го года. Но все-таки моя дипкарьера -- это поступательное движение. Я прошел все дипломатические должности и ранги, которые существуют в этой иерархии.

-- Распад Союза стал для дипломатов громом средь ясного неба?

-- Произошедшее в 1991 году -- в определенном смысле, закономерность. Но не могу сказать, что мы тогда ожидали такого поворота событий. Для большинства дипломатов это стало неожиданностью, хотя все и понимали, что по-старому жить нельзя. Правда, работавшие в ООН украинские дипломаты были больше подготовлены к этим событиям… Пусть тогда, в советское время, речь шла о квазинезависимости, но участие нашей делегации в ООН носило определенный отпечаток суверенности. Мы, по крайней мере для внешнего мира, были представителями Украины, а не СССР. Поэтому, кстати, и имели больший доступ к источникам информации. Так что морально и идеологически мы были больше подготовлены к переменам, чем другие наши коллеги из Союза. И сразу, без каких-либо раздумий восприняли изменения в истории нашего государства. Хотя, повторяю, это было некоторой неожиданностью.

Дипломаты всех стран мира собирают информацию, но делают это исключительно законными методами

-- Успехи на дипломатическом поприще -- это большей частью борьба, компромиссы или, образно говоря, шпионские страсти?

-- Азбука дипломатии -- только компромиссы. Ушли в прошлое времена, когда можно было вести переговоры с позиции силы. К тому же такие методы были изначально ущербны. Что же касается шпионских страстей… Дипломаты всех стран мира собирают информацию, но делают это исключительно законными методами. Читать газеты и анализировать информацию -- это разве шпионаж? Нет, наверное. Но, конечно, в двусторонних отношениях случаются эксцессы вроде высылки из страны дипломатов, которым вменяют в вину деятельность, несовместимую с дипломатическим уставом. Да и ни для кого не секрет, что все разведки мира используют крышу посольств. Однако к дипломатической работе они не имеют отношения.

-- Помимо Бельгии, вы будете представлять Украину и в НАТО. А посему, скорее всего, вам придется популяризировать среди украинских граждан Альянс, поднимать его несколько пошатнувшийся после косовского кризиса авторитет…

-- У НАТО достаточно высокий авторитет в мире, за него бороться не надо, но рассказать простому обывателю правду об этой организации -- одна из главных моих задач. Что же касается урона авторитета Альянса в глазах общественности после косовского конфликта -- да, я отчасти могу согласиться с этим, но не стал бы драматизировать ситуацию. Ведь полемика на тему, вправе ли было НАТО делать то, что сделало в Косово, не получила развития, потому что понятие национального суверенитета сейчас в мире вопринимается несколько иначе, образно говоря, отходит на второй план, когда нарушаются права человека. А то, что в Косово массово нарушались права человека, и прежде всего албанцев, ни для кого не является секретом.

НАТО -- это не агрессивный блок, а международная организация демократических и, что важно, процветающих государств. У нас же продолжает работать стереотип, что Североатлантический блок -- это прежде всего блок военный. Но во время недавнего визита в Киев генерального секретаря НАТО г-на Робертсона в Институте международных отношений демонстрировались экспонаты, раскрывающие научно-технологический потенциал, которым располагает НАТО… На выставке были представлены работы, которые Альянс проводит в области науки, новых технологий и даже культуры. С НАТО можно сотрудничать не только в военной сфере. Не следует забывать, что Альянс -- это не только военная, но, в первую очередь, политическая организация, с которой у нашей страны есть возможность установить конструктивное сотрудничество, предусматривающее постоянный диалог и прозрачность отношений, что дает возможность требовать учета национальных интересов Украины и быть уверенными в отсутствии недружелюбных намерений со стороны НАТО.

Именно такие принципы сотрудничества задекларированы в Хартии, подписанной Президентом и руководством НАТО в 1997 г. Примером правильности этого выбора, как это ни парадоксально звучит, являются отношения блока с Россией. Чего достигла Москва своей политикой противостояния НАТО? Пожалуй, кроме потери имиджа супердержавы и ухудшения отношений со многими странами Центральной и Восточной Европы, ничего.

А со вступлением в НАТО Чехии, Венгрии и Польши у Украины теперь оказалась довольно протяженная общая граница с этим блоком. Я убежден, что ни одно из государств, входящих в НАТО, не вынашивает агрессивных замыслов против Украины.

Сейчас надо говорить не о членстве в НАТО, а об укреплении сотрудничества с этой организацией

-- Отношения Украины и НАТО, на ваш взгляд, останутся партнерскими или есть перспектива их трансформации в более тесные?

-- Вопрос вступления Украины в НАТО так или иначе дискутируется, обсуждается, но сегодня он в повестке дня не значится по целому ряду объективных причин. Среди них -- и далеко неоднозначное отношение общественности к этому вопросу. В Польше, например, от момента, когда страна заявила о своем намерении стать членом НАТО, до фактического вступления прошло 10 лет. И все эти годы шла подготовка общественного мнения.

Немаловажную роль играет и готовность экономики к вступлению в блок. Чтобы стать членом этого сообщества, нам нужно несколько подтянуть экономику, выйти на уровень, на котором находятся остальные государства. По-моему, сейчас речь должна идти не о членстве в НАТО, а об укреплении сотрудничества с этой организацией.

Сомнения же по поводу сотрудничества с НАТО выглядят, по меньшей мере, неуместными. Украина, которая стремится быть заметной страной на политической арене мира, не может игнорировать такую организацию, как Североатлантический альянс, хотя бы по той простой причине, что в нее входит подавляющее большинство стран Европы. В различных формах с НАТО сотрудничают и многие государства СНГ.

Не будем же мы смиренно наблюдать, как Украину отодвигают на задворки международной политики, либо противостоять всему, что так или иначе связано с НАТО. Последнее чревато тем, что Украина вполне может оказаться в изоляции, утратить какую-либо возможность влиять на процесс формирования системы безопасности и стабильности в Европе.

-- Не станет ли Украина своеобразным заложником в отношениях между Россией и НАТО?

-- В дипломатии очень важно соблюсти «баланс», то есть развивать отношения с государствами без нанесения ущерба отношениям с другими. Поэтому я считаю, что, если Украина станет последовательно и открыто развивать свое сотрудничество с членами НАТО, никаких демаршей со стороны России не будет.