Политика

Политики, желающие изменить статус крыма, должны почаще вспоминать печальные события в югославии и чечне

0:00 — 17 мая 2000 eye 735

Завтра в АРК будет отмечаться 56-летие массовой депортации крымских татар

В 1944 году только за одну ночь войсками НКВД с полуострова было выселено более 165 тысяч татар. Такая же печальная участь постигла 12 тысяч болгар, 14 тысяч греков, 11 тысяч армян и 52 тысячи немцев. Уже много лет подряд 18 мая на площади Ленина в Симферополе собираются десятки тысяч крымских татар. Казалось бы, в Украине и в странах СНГ такими многолюдными митингами уже никого не удивишь, но тут случай особый. Во-первых, накануне курортного сезона Крым вызывает повышенное внимание со стороны потенциальных отдыхающих, а во-вторых, митинги татар становятся все более многолюдными. Если в прошлом году в Симферополе собралось примерно 35 тыс. человек, то в нынешнем ожидается около 50 тысяч. Чего же добиваются крымские татары от власть имущих, и возможен ли компромисс между ними?

В поселках крымских татар все еще нет света, воды, газа

Политологи уже давно обратили внимание на тот факт, что требования татар, звучащие на площади Ленина, постепенно видоизменяются. Если раньше они большей частью были обусловлены трудностями обустройства на исторической родине, то теперь в них преобладает социально-политический аспект.

Конечно, многие татары и сегодня в первую очередь протестуют против бедности и нищеты: в их поселках нет света, воды и газа, а осенью по улицам можно проехать разве что на тракторе. 25--30 тысяч человек до сих пор живут с паспортами СССР, а чтобы выйти из гражданства тех государств, откуда они переехали, надо 80--100 долларов. Татары-пенсионеры, проживающие за пределами Украины, по многим причинам вообще лишены возможности вернуться в Крым. А тут еще и безработица… Украина до сих пор не приняла закон о реабилитации депортированных, что тоже не вызывает оптимизма у крымских татар. Но в нынешнем году, как говорил в свое время прораб перестройки Михаил Горбачев, «процесс пошел».

Состоявшиеся не так давно в Киеве парламентские слушания по проблемам депортированных народов показали, что между татарами и официальными властями нет непреодолимой пропасти. Все зависит от зрелости нынешнего украинского общества и от уровня притязаний татар. Какие же требования будут звучать завтра в Симферополе? О содержании лозунгов можно судить по выступлению председателя меджлиса крымскотатарского народа Мустафы Джемилева на заседании ПАСЕ в Страсбурге.

Крым должен принадлежать крымскотатарскому народу?

Самой болезненной проблемой является приватизация земли. Согласно Указу Президента, получить земельные паи могут только члены КСП. Г-н Джемилев подчеркивает, что «многие из крымских татар, кто не имел ранее никакой возможности стать членами колхозов в Крыму и кто еще не получил украинского гражданства, оказались в очень невыгодном положении по сравнению с другими жителями» полуострова. По утверждению правительства Крыма, проблемы с паями существуют только в Симферопольском, Бахчисарайском и Белогорском районах, а также в Судаке, где проживает много крымских татар, а свободной земли мало.

Председатель Совмина АРК Сергей Куницын отмечает, что невозможно «заставить членов КСП, а сегодня уже частных предприятий, перепаевать свою землю». По его словам, «есть такие хозяйства, где люди ради спокойной жизни в своем селе, на своей земле, готовы отдать по 0,18 — 0,3 га из пая в пользу татар». Г-н Куницын считает, что в основном данная проблема -- надуманна, в нее намеренно привнесены элементы политики. По данным правительства, земельные сертификаты получили 10% крымчан, в том числе 7% проживающих в Крыму татар.

Требования же немногочисленной группы татар, утверждающих, что вся земля в автономии должна принадлежать только представителям их народа, являются, мягко говоря, чрезмерными. Но возникли они не вдруг. Требования, по существу, вторят проекту закона о статусе крымскотатарского народа, подготовленному меджлисом в 1992 году. В частности, там говорилось, что «земля и природные ресурсы Крыма являются основой национального богатства крымскотатарского народа (нации)… и не могут использоваться помимо его воли и согласия» (»Крымские известия» от 01. 08. 92 г. ).

Попытавшись определить коренной народ Крыма, Верховная Рада может положить начало межнациональной розни

Другая проблема, от которой за версту пахнет порохом, уже обсуждалась в украинском парламенте. Речь идет о наделении татар статусом «коренного народа». По мнению Мустафы Джемилева, желание татар получить такой статус «не является чем-то неожиданным, непродуманным или спонтанным». Глава меджлиса уверен, что «это был бы естественный и логичный шаг в направлении дальнейшего развития» Конституции Украины. Однако председатель крымского парламента Леонид Грач считает, что, приняв такой закон, Верховная Рада, по существу, положит начало межнациональной розни.

Ведь для более чем 60% проживающих в Крыму русских — полуостров тоже является родиной. «И я, украинец, считаю Крым своей родиной, -- заметил г-н Грач. -- Я здесь больше 30 лет живу и работаю». И как тут можно кого-то выделять, спрашивает Грач. С ним по большому счету согласен и Сергей Куницын. По его мнению, если и принимать какой-либо закон о статусе крымскотатарского народа, то нельзя забывать и о других депортированных, в частности о том, что из Украины было выслано в Сибирь около 700 тысяч украинцев. Трудно с ним не согласиться в том, что «чрезмерные реверансы одной стороне могут привести к непредсказуемым политическим последствиям для всех остальных».

«Само понятие «коренной народ» вступает в противоречие с определением национального меньшинства. Этот вопрос не решен и на уровне международного права: в резолюции ООН пока вообще не утверждено понятие коренного народа», — утверждает Куницын. И по мнению главы Русской общины Крыма Владимира Терехова, «нет ни исторических, ни правовых оснований для закрепления за татарами Крыма статуса «коренной этнической общности Украины», поскольку они таковой не являются.

Меджлис уже дважды оказывался в эпицентре скандалов

Еще одна проблема, которую рано или поздно придется решать, связана с меджлисом крымскотатарского народа. Дело в том, что уже само по себе существование меджлиса — нонсенс. Он одновременно совмещает три функции — административной власти, политической партии и общественной организации. По сути, меджлис стал фактически параллельным органом власти в Крыму. Находясь вне правового поля Украины, центральный и районные меджлисы уже давно сформированы и оказывают реальное влияние на татар. Некоторые политики утверждают, что эту проблему, в принципе, можно решить в рамках закона о статусе татар, включив в него соответствующую статью.

Другие полагают, что она исчезнет сама собой, когда в местах компактного проживания татар члены соответствующих меджлисов войдут в полном составе в местные советы. Но, с другой стороны, не следует забывать, что погибший при загадочных обстоятельствах в ноябре 1993 года лидер Национального движения крымских татар Юрий Османов, пользовавшийся среди соотечественников не меньшим авторитетом, чем Мустафа Джемилев, еще в 1992 году утверждал, что меджлис является «догосударственной» параллельной структурой власти для «манипулирования крымскотатарским народом». «Власть же как таковая не будет и не должна делить свои функции ни с кем, -- заметил Ю. Османов и напомнил. -- Нечто подобное уже было со спецпоселениями: там правили комендатуры, они существовали параллельно с конституционной властью. Меджлис постигнет судьба этих спецкомендатур» (»Крымские известия» от 14. 10. 92 г. ).

Нелишне было бы вспомнить и о том, что меджлис уже дважды попадал в эпицентр довольно громких скандалов. В 1997 году 16 членов меджлиса обратились к делегатам 3-го курултая, заявив, что крымскотатарский «Имдат-банк» занимается «хищением бюджетных средств», что вся его деятельность служит интересам отдельных лиц, «а не народа в целом», а третья часть собственности банка «принадлежит общественной организации «Фонд «Крым», президентом которой является Мустафа Джемилев». В результате «бунтовщики» были изгнаны из меджлиса.

Второй скандал разразился в нынешнем году. Газета «Крымская правда» в номере от 13 апреля опубликовала статью под названием «В здании меджлиса хотели сжечь истину. Но она уцелела». В материале рассказывалось о том, что еще в 1997 году Турция решила оказать помощь крымским татарам в приобретении 1000 домов или квартир, для чего было создано Турецкое агентство реконструкции и развития. А распределял полученную помощь меджлис. Через какое-то время спонсоры задумали проверить, на что были истрачены их деньги, о чем заблаговременно известили «подопечных». Совершенно неожиданно 15 января 1999 года ночью «помещение меджлиса коварные недруги забросали бутылками с зажигательной смесью. Ущерб был незначительный: сгорела лишь стопка документов на столе у главы меджлиса». И надо ж такому случиться -- пострадали именно списки граждан, воспользовавшихся помощью для приобретения жилья, выделенной ТИКА. «Ревизовать» оказалось нечего, и спустя полгода это агентство прекратило свое существование.

Далее «Крымская правда» сообщает, что навсегда, казалось бы, утраченные списки… попали в редакцию, и «сведущие люди утверждают, что подавляющее большинство получивших турецкую помощь — члены региональных меджлисов и их родственники». И дабы читатели могли сами в этом убедиться, газета опубликовала объемистый список, состоящий из 227 фамилий, с указанием места проживания каждого человека, номера очереди и точной даты получения в 1997-1998 гг. помощи. В ответ Мустафа Джемилев обратился к прокурору Крыма с просьбой возбудить уголовное дело против «Крымской правды».

При этом он сообщил, что в один из офисов меджлиса и фонда «Крым» действительно были заброшены бутылки с зажигательной смесью, в результате пожара был нанесен ущерб, оцененный в 10 тыс. долларов, а милиция преступника до сих пор не задержала. Среди сгоревших бумаг, по его уверениям, важных документов не было, так как они хранятся в сейфе. А упомянутое турецкое агентство, мол, не сообщало меджлису о своем желании проверить списки получателей помощи и свою деятельность не прекратило. С начала этого года через ТИКА выделено 250 тыс. долларов. Правда, утверждение, что турецкую помощь получали лишь члены региональных меджлисов и их родственники, Джемилев не опроверг. Впрочем, и не подтвердил.

Так какие законы будут действовать в Крыму?

Однако самую большую озабоченность у Киева вызывает тот факт, что главной, глобальной целью татар Крыма, от которой они вряд ли когда-либо откажутся, является создание (татары, правда, говорят о воссоздании.  — С. Т. ) национально-территориальной автономии. Хотя наиболее здравомыслящие крымские политики утверждают, что в идеале речь может идти только о национально-культурной автономии. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Почувствовать, что это такое, можно на простом примере.

На учредительном съезде крымскотатарской национальной партии «Адалет» (»Справедливость») в 1995 году делегатам был роздан проект устава, в котором, в частности, говорилось, что целью партии является «восстановление крымскотатарской государственности». Кроме того, адалетовцы хотели бы добиваться привлечения к ответственности любого должностного лица «любой национальности за доказанное правонарушение, расхищение имущества и иные противозаконные действия, направленные против интересов крымскотатарского народа, на основе законов шариата»(!). Правда, проект в таком виде не нашел поддержки у делегатов, но сам факт его появления достаточно красноречив.

Говоря о будущем Крыма, следует учитывать тот факт, что полуостров находится в эпицентре геополитических интересов по меньшей мере трех субъектов мирового права — Украины, России и Турции. Многие аналитики уже обратили внимание на конфигурацию визита в Крым нового президента РФ Владимира Путина, который еще до своей инаугурации посетил Севастополь и заявил, что этот город является общей святыней России и Украины. И Киев, и Москву, и Стамбул, по большому счету, устраивает нынешний политический статус Крыма. А тем политикам, которые хотят его изменить, следует почаще вспоминать о печальных событиях в Югославии и Чечне.


«Facty i kommentarii «. 17 мая 2000. Политика