Заслуженный архитектор Украины Николай Фещенко рассказал «ФАКТАМ», как создавался памятник, который на прошлой неделе был окончательно разобран
Сенсацией минувшей недели стало разрушение памятника «Парящая Лыбедь», ставшего одним из символов Киева. (Это произошло за день до инаугурации нового Президента Украины. ) Через сутки специалисты полностью демонтировали оставшиеся фигуры: сняли с ладьи Лыбедь и Кия, распилили фигуры Щека и Хорива. Чиновники обещают выставить «уцелевших основателей Киева» в каком-нибудь музее. Одному из авторов этой скульптурной композиции, народному художнику Украины Василию Бородаю, ныне 92 года, и по состоянию здоровья общаться с прессой ему затруднительно. А вот его соавтор, заслуженный архитектор Украины 73-летний Николай Фещенко, согласился дать интервью «ФАКТАМ».
— За два дня до того, как памятник основателям Киева не то рухнул, не то был разобран по решению властей, мы с женой беседовали о скульптуре, и у меня тогда не было ни малейшего предчувствия, что с «Лыбедью» могут произойти неприятности, — заявил «ФАКТАМ» заслуженный архитектор Украины Николай Фещенко. — Я разговаривал по телефону с адвокатом народного художника СССР скульптора Василия Бородая. Юрист сказал, что Василию Захаровичу о случившемся не говорят.
«Парящая Лыбедь» (памятник еще называют «Ладья») сделана из тонкой листовой меди, она уже давно прогнила во многих местах. Кроме того, разрушился бетон, который находится внутри композиции. Начальник главного управления охраны культурного наследия столицы Руслан Кухаренко заявил, что будет отлит новый памятник — прочный, долговечный — из бронзы.
— Почему «Ладью» сразу не отлили в бронзе? — спрашиваю у Николая Фещенко.
— Выбрали тонкую, толщиной 0,8 миллиметра, медь, потому что она лучше всего подходила для воплощения ключевой задумки Бородая — сделать скульптурную композицию легкой, как бы парящей над волнами. Эту идею подчеркивает и фигура княжны Лыбеди: она стоит на носу ладьи, раскинув руки, как крылья. Думаю, если памятник отольют из бронзы, то зрительный эффект парения будет утрачен. В любом случае бронзовая «Ладья» окажется гораздо тяжелее нынешней. Поэтому придется заново рассчитывать параметры конструкций, на которых ее установят, сделать их более прочными, чтобы удержать большой вес.
28 лет назад мы залили бетон в «волны», по которым «плывет» ладья, и внутрь корабля — до половины его высоты. А сами скульптуры внутри полые, поэтому и легкие. Делали их так: изготовляли части фигур из гипса, затем обшивали медными листами. Гипс после этого удаляли. А фрагменты скульптур соединяли с помощью особой сварки.
Добавим, что, по словам начальника главного управления охраны культурного наследия Киева Руслана Кухаренко, четыре года назад в ладье обнаружили крупное отверстие, через которое внутрь памятника забирались на ночлег бездомные.
— Кто позировал Василию Бородаю для скульптур Кия, Щека, Хорива и Лыбеди?
— С кого Василий Захарович лепил князей, не знаю. Возможно, это вообще собирательные образы. А вот Лыбедь имеет сходство с лицом его дочери, талантливой художницы, ученицы знаменитой Татьяны Яблонской. Хочу отметить, что в команде у Бородая было двое скульпторов (их фамилии уже, к сожалению, не помню), которые непосредственно воплощали задумки мэтра в глине, гипсе
— Было несколько идей по поводу того, какой памятник установить в честь 1500-летия Киева. Например, рассматривалось предложение возвести арку на одной из старейших улиц города — Десятинной. Но лидер советской Украины Владимир Щербицкий поставил в этой дискуссии точку: «Выберем композицию Василия Бородая». Потом я узнал, что Василий Захарович подарил настольный вариант этой работы Щербицкому, и она ему очень понравилась. Когда мы строили «Ладью», Щербицкий неоднократно наведывался на стройплощадку, тем более она находилась как раз по дороге в курортный поселок Конча-Заспа, куда тот частенько ездил.
С Бородаем мы были, что называется, на короткой ноге, ведь вместе создавали мемориальный комплекс Великой Отечественной войны, над которым возвышается Родина-мать. И сразу после этого занялись «Ладьей». Ее хотели было водрузить на пилоне Московского моста. К счастью, инженеры сумели доказать, что идея неудачная. Затем рассматривались предложения разместить памятник на площади Октябрьской революции (сейчас — майдан Незалежности), Почтовой площади. А место в парке Примакова предложил Юрий Ельченко, первый секретарь горкома партии. Он затем любил обронить в шутку: «Товарищи, меня нужно включить в авторский коллектив, ведь это я вам место под памятник нашел».
К слову, он помог отстоять мою идею того, чтобы «Ладья» «плыла» вдоль Днепра. Дело в том, что на градостроительном совете вопрос был поставлен так: раз Кий, Щек, Хорив и Лыбедь причалили к берегу у киевских холмов, то пусть это будет отражено и в памятнике. Мол, лодка должна стоять не вдоль, а поперек реки. Еще немного, и победила бы эта точка зрения. А присутствовавший при этом мэр Киева Валентин Згурский промолчал. К счастью, в зал вошел Ельченко. Посмотрел на развешенные планы, чертежи и говорит: «Все в порядке, иди строить».
Через несколько дней встречаюсь с архитектором, предлагавшим поставить «Ладью» поперек Днепра, и он говорит: «Коля, я ошибался, твоя идея удачная». А я ему: «Ведь я же ее столько времени вынашивал, и так, и эдак прикидывал, пока нашел верное решение».
«Парящую Лыбедь» мы сделали всего за несколько месяцев: развернули работы где-то в начале весны 1982 года, как только сошел снег, а уже в конце мая состоялось торжественное открытие памятника. Не обошлось, конечно, и без аврала. Скажем, надпись на камне, который стоит у подножия «Парящей Лыбеди», пришлось полностью переделать всего за сутки. Кто-то составил текст: мол, согласно легенде, славянские князья — братья Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь — проплывали возле этих берегов и решили создать здесь град. Все бы хорошо, но кто-то обнаружил в тексте ошибку (уже не помню, какую). Нужно было как можно скорее все исправить. Я поехал в библиотеку Киево-Печерской лавры, и мне выдали древнюю летопись. Скопировал ее слово в слово, даже имевшиеся на листе пятна. Передал копию мастерам, и уже к следующему утру они изготовили новую надпись.
Да и курьезы случались. Ладью вначале сделали примерно вдвое меньшей, чем нужно было. Бородай как увидел — ужаснулся: «Вы что, ребята, натворили? Давайте-ка «удлиняйте».
А однажды один из руководителей заявил мне: «Почему лук, который держит Хорив, без тетивы?» Ну что на это ответить? Говорю: «Вы видели знаменитый памятник тачанке возле Каховки? Там на колесах спиц нет. Будь они, казалось бы, что тачанка стоит, а не едет. Это искусство, и здесь допустима определенная доля условности. Так что тетива вовсе не обязательна».
— Синоптики не исключают, что нынешней весной паводок может быть столь же высоким, как в 1979 году, когда затопило, например, переход под станцией метро Гидропарк. «Ладье» пока не приходилось переживать такие масштабные паводки. Выдержит ли скульптура напор стихии?
— Вода вряд ли дойдет до «Ладьи». Ведь она находится на высоком (правом) берегу Днепра. Кроме того, там гранитная набережная, а сама композиция стоит на надежном свайном фундаменте.
— «Парящая Лыбедь» давно стала символом Киева. Ее изображение тиражируют на упаковках продуктов, одежде Получаете ли вы за это авторские гонорары?
— Нет. Хотя один адвокат по своей инициативе взялся оформить на меня авторские права. Постоянно со мной созванивается, рассказывает, как движется дело. Словом, парень старательный. Вполне возможно, у него получится.