Светлану Рымакову знают все, кто имеет хоть какое-то отношение к шоу-бизнесу. Она художник по гриму. Закончила в свое время художественную школу и единственное на территории бывшего Союза Одесское художественное училище по специальности художник-гример. Выпускницу с красным дипломом взяла на работу Киевская киностудия имени А. Довженко. Правда, в то время за молодого специалиста надо было платить немалые деньги, которых у Киностудии, ясное дело, не было
-- Два года я работала по каким-то подпольным рабочим листочкам, ездила в командировки, чтобы начальство не видело меня в Киеве. Мне доставились самые удаленные -- в смысле расстояния -- фильмы. Практику проходила на картине Виктора Греся «Янки при дворе короля Артура». Работала с Игорем Ильинским, Вадимом Ильенко. Хотя в душу больше всего запала «Война» Григория Кохана. Три года нас носило по полям, болотам и оврагам.
-- Вы помните первого актера, которого гримировали?
-- Это было на съемках фильма «Янки при дворе короля Артура». Гример дала мне кисточку и сказала: «Иди пудри Вертинскую». Я подошла, руки трясутся, ноги подгибаются, дышать не могу. Горку пудры ей на нос насыпала, она смотрит на меня недоуменно и говорит: «А теперь размахивайте, размахивайте».
-- Звезды капризничали?
-- Многие знаменитые актеры прошли, что называется, через мои руки. Я работала с Арменом Джигарханяном, Мамукой Кикалейшвили, Михаилом Ульяновым, Виктором Степановым. По-моему, чем знаменитей человек, тем он скромнее. А молодежь, которая из института -- и сразу в «зiрки», треплет нервы. Но мой характер позволяет вытерпеть любого. К тому же, режиссеры обычно мне говорят: «Света, что хочешь делай, но человек должен выйти от тебя с хорошим настроением».
-- А психануть не хочется?
-- И психануть, и ответить резко Но грубить я не имею права. Вот и стоишь, молчишь -- фасон держишь.
-- Ладно, если еще картина современная. А то хамить Жукову или Сталину совсем не с руки
-- Жукова гримировала -- ничего. А вот Сталин в «Войне» был со своим гримером. Как раз в это время Соловьев снимал «Черную розу, эмблему печали», у них сидел Сталин с Берией, и у нас. Потом сказали, что наш Сталин лучше. А когда они встречались в коридорах «Мосфильма», народ ухохатывался.
-- В вашей работе, наверное, вообще много смешного?
-- Да практически каждый день случается что-нибудь такое Бывает и смех сквозь слезы: то ракета случайно в каскадера выстрелит, то рыцарей в латах за борт в воду побросают, а вытащить забудут. Знаете, как Кохан учил меня «солдат» гримировать? «Что ты, -- говорит, -- стоишь, одним пальчиком мажешь! Смотри, как надо!» И мордой его в песок -- шлеп!
-- Это правда, что на военных картинах гримерам «кровь» и «пот» ведрами выдают?
-- Когда я работала с Вадимом Ильенко на картине «Останнiй бункер», мне кровь и кишки с бойни привезли -- надо было, чтобы по полю боя все это было разбросано. Вот я палкой из ведра должна была эти субпродукты выковыривать и по полю раскидывать -- мне потом дурно было.
Григорий Кохан очень любил страсти всякие. Однажды привел мне солдата и сказал: «Что хотите делайте. Но у него должны быть оторванные ноги». Села я в каморочке своей и на себе тренируюсь, из подручных средств рану мастерю, да еще так, чтобы кость торчала. Заходит дневальный, я вскочила, а вместо ноги -- рваная рана. Он побледнел и убежал. А режиссер этот эффект в картину не взял: сказал, что выглядит очень натурально, а, стало быть, жестоко.
-- А из каких материалов делаются подобные спецэффекты?
-- В «Останньому бункерi» надо было сделать так, чтобы взрывом солдату оторвало голову. Я лепила голову из пластилина, закладывала туда купленные на бойне мозги, надевали парик. Пиротехники все это «сооружение» взрывали, парик мы искали в зарослях кукурузы, зашивали и взрывали снова. Зрелище, конечно, получилось патологическое, но интересное.
Едешь обычно на съемки и не знаешь, чем закончится день, -- вот и везешь с собой и «кровь», и «пот», и «грязь», и «пепел» Режиссеру вдруг захотелось, чтобы возле танка лежал «обгоревший» танкист. Начинаешь обклеивать его салфетками, бумажками. Грязью и клеем замазывать, а потом выясняется, что все это негде отмыть.
-- А как создается эффект попадания пули в человека, когда разрывается одежда и льется кровь?
-- Пиротехники наливают в презервативы кровь, подсоединяют заряд и взрывают. На съемках у меня всегда были с собой презервативы для пиротехников. Сижу я как-то возле съемочной площадки, подходят зеваки (а их всегда много собиралось посмотреть, как «снимают кино») и спрашивают: «А что у вас в этом ящике?» «Все, что нужно мне для работы», -- отвечаю. Открываю ящик, а там презервативы.
-- Сейчас вы работаете художником по гриму в популярной телевизионной программе «НЛО». Сами подбираете образы для капризных звезд?
-- Бывает по-разному. Хорошо, когда заранее предупреждают и актера, и меня. Но иногда автор передачи звонит и говорит, что через полчаса съемка. Я выбираю образ, исходя из внешних данных человека и необходимости сделать все для того, чтобы его не узнали. Так, приличного во всех отношениях Яна Табачника мы сделали забулдыгой-пиратом, он к этому отнесся с юмором. Орбакайте сделали Кикиморой. А она, оказывается, считает себя некрасивой, очень комплексует по поводу своей внешности. Случается, актеры сами себе придумывают роли. Например, Свиридова попросила, чтобы ее сделали гусаром, охотно гримировалась и все просила, чтобы ей зубы замазали. На моей памяти это первая женщина, которая согласилась на «выбитые зубы». Но это же Свиридова -- золотой человек!
-- А производит впечатление строптивой.
-- Это обманчивое впечатление. Я очень боялась, что Валерия надменна и заносчива. А она оказалась скромной и спокойной. Лада Дэнс сказала, что для нее самое главное -- чтобы она в кадре была красавицей. Мы ее красавицей и сделали: копна золотых волос, мушки на щеках, губы бантиком. С мужчинами, конечно, проще.
-- Знаменитый Лев -- Олег Лапоногов из клипа «Табулы Расы» -- ваших рук дело?
-- Интересно получилось. Клип не снимали два месяца, ждали какого-то суперзнаменитого гримера, а он не приехал. Все в панике, звонят мне, спрашивают: «Света, ты не могла бы сделать льва?» «Могу», -- говорю. Приехала. Часа два работала -- и сделала. Из чего? Из ваты. Самой обыкновенной, замазанной клеем. Только зрачки делали с помощью компьютера. Правда, сейчас клипы снимают нечасто
-- Не чаще, чем устраиваются показы мод
-- К сожалению. Моя работа на показах -- это баловство, шутка. Там ведь не применяется повседневный макияж. Меня эта работа привлекает потому, что в ней не существует рамок. Я прихожу к модельеру Залевскому, и он мне говорит: «Света, делай, что хочешь!» И я даю волю своей фантазии.