Украина

После ликвидации инвестиционных фондов деньги их участникам будет выплачивать сбербанк

0:00 — 20 мая 2000 eye 473

Когда государство затевало массовую приватизацию, все казалось очень просто: выдать всем ваучеры и обменять их потом на акции государственных предприятий -- вот и готов народный капитализм. Но впоследствии выяснилось, что все гораздо сложнее.

Люди, никогда в жизни не сталкивавшиеся с понятием частной собственности, были не готовы к тому, чтобы сразу приспособиться к рыночным отношениям. Да и молодое государство не смогло создать все законы, необходимые для успешного развития рынка. Из-за этого до сих пор возникает множество недоразумений и конфликтов внутри акционерных обществ. К сожалению, мелкие собственники часто оказываются незащищенными, так как их крохотные пакеты акций не дают возможности эффективно участвовать в управлении предприятиями.

Особенно много жалоб возникает у тех, кто доверил свои ваучеры финансовым посредникам -- инвестиционным фондам и компаниям. В большинстве случаев люди не получают ни обещанных когда-то дивидендов, ни сведений об организациях, принявших их ваучеры.

Об основных проблемах, связанных с инвестиционными фондами, и о правах мелких акционеров мы говорим с председателем Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Олегом Мозговым.

«Гражданам, сдавшим ваучеры в инвестиционные фонды, не стоит рассчитывать на большие дивиденды»

-- Многие читатели «ФАКТОВ» в своих письмах жалуются на инвестиционные компании и фонды, когда-то устраивавшие шумные кампании по привлечению ваучеров. Тогда они обещали большие дивиденды, а теперь многие люди не только не получают денег, но не могут выяснить местопребывания этих структур.

-- Давайте сначала выясним, в чем суть взаимоотношений владельца ваучера и инвестиционной компании или фонда. Гражданин, обменяв свой ваучер на инвестиционный сертификат, тем самым дал задание менеджменту приглянувшегося фонда приобрести акции приватизируемых предприятий на свое усмотрение.

Менеджеры, в свою очередь, собрав некоторое количество ваучеров, вложили их в акции не одного, а нескольких предприятий. Каждое из этих предприятий работает, принося некую прибыль своим владельцам. Дивиденды от всех приобретенных пакетов и составляют прибыль фонда, часть которой, по решению собрания акционеров, направляется на дивиденды владельцам инвестиционных сертификатов.

И здесь мы подходим к самому печальному. Дело в том, что очень многие приватизированные предприятия либо вообще не приносят прибыль, либо приносят, но очень маленькую. Поэтому крупных дивидендов от них ожидать не приходится. Да и добиться направления части прибыли на дивиденды не всегда бывает просто.

Правда, часть фондов контролирует ситуацию на предприятиях. Тогда эти фонды обеспечивают управление, развитие производства и получение прибыли. Но если приобретены небольшие пакеты, то и влияние на процесс управления предприятием у них невелико. Следовательно, им довольно трудно добиваться распределения прибыли в своих интересах.

Можно, конечно, говорить, что прибыль вкладывают в производство, что должно в перспективе увеличить стоимость акций и, соответственно, прибыль, которая приходится на каждую из них. Но мелкого акционера это, как правило, мало утешает.

-- Но все же, даже если больших дивидендов нет, было бы неплохо, чтобы инвестиционные фонды информировали граждан о своих успехах. А то ведь люди жалуются, что после обмена ваучеров на сертификаты больше ничего не слышали о своих фондах.

-- Конечно, цивилизованная практика предполагает, что фонды должны иметь постоянный контакт со своими участниками. Однако у нас они, к сожалению, очень часто игнорируют своих участников. Этим грешат и многие акционерные общества, небрежно относящиеся к мелким акционерам.

Безусловно, таких людей нужно защищать, так же, кстати, как и крупных акционеров, которые подчас лишены возможности полноценно управлять предприятиями.

Однако, увы, законы, регулирующие права акционеров, уже отстали от жизни. И сейчас мы подошли к тому моменту, когда разъяснениями Комиссии по ценным бумагам всех накопившихся проблем не решить. Нужно принять новый закон об акционерных обществах, созданный с учетом сложившихся реалий. Проект такого закона есть. Он сейчас отрабатывается в Кабинете министров. В нем подробно изложены права мелких и крупных акционеров, права органов надзора.

«Участникам ликвидирующихся инвестиционных фондов не обязательно ехать за деньгами в Киев»

-- Поскольку большинство инвестиционных фондов образовывалось в 1995 году сроком на пять лет, можно предположить, что в нынешнем году прокатится волна ликвидаций. Отслеживает ли комиссия, каким образом фонды рассчитываются со своими вкладчиками?

-- По закону, при ликвидации инвестиционный фонд или компания обязаны рассчитаться со своими участниками, выплатив им стоимость приобретенных на их ваучеры акций.

-- Но большинство известных фондов в свое время собирали приватизационные сертификаты по всей Украине. Теперь же они свернули деятельность в регионах и работают только в Киеве. Поэтому жители других городов практически лишены возможности получать какую-либо информацию.

-- Ликвидирующийся фонд обязан трижды сообщить об этом в центральных газетах.

-- Каких? Ведь всегда можно подобрать газеты, которых никто не читает.

-- Мы не могли указать в законе названия газет, так как Антимонопольный комитет мог бы счесть это актом недобросовестной конкуренции. Ведь таким образом другие издания были бы поставлены в неравные условия. Да и газетный рынок претерпевает изменения. Сегодня запиши газету в закон, а завтра она закроется, -- что тогда делать? Поэтому фонды выбирают издания из тех, которые указаны в нормативных документах. Это газеты Верховной Рады, Кабинета министров и официальные издания Комиссии по ценным бумагам.

-- На какую сумму могут рассчитывать вкладчики?

-- Не следует переоценивать стоимость акций украинских предприятий. К сожалению, она невелика. Но вкладчики могут рассчитывать, как минимум, на возвращение номинальной стоимости своего ваучера -- 10,5 грн. А в некоторых фондах, которые сумели получить акции наиболее привлекательных предприятий, эта сумма может быть больше -- 20--30 гривен.

-- Но за такими деньгами ехать, например, из Николаева, нет смысла. Больше потратишь на дорогу.

-- Это тоже учтено. Принято специальное постановление правительства, определяющее порядок депонирования средств, предназначенных для выплаты участникам инвестиционных фондов и компаний.

Порядок предусмотрен следующий: в течение полугода после объявления о ликвидации фонда работает ликвидационная комиссия, и всем желающим получить свои деньги нужно обращаться туда. Если же часть участников фонда не успеет этого сделать, то предназначенные для них средства будут переведены в Сбербанк.

После этого в течение трех лет каждый участник фонда может прийти в ближайшее отделение Сбербанка и, предъявив свой сертификат, получить деньги.

-- Какие документы для этого понадобятся?

-- Кроме сертификата, нужно будет иметь при себе паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, а также написать заявление в соответствии с установленным образцом.

-- И деньги будут выплачены сразу?

-- Постановлением предусмотрено, что деньги должны быть выплачены не позднее, чем через две недели после подачи заявления.

«При увольнении с приватизированного предприятия работник не обязан продавать свои акции»

-- На некоторых предприятиях, где акционерами являются сотрудники, принят такой порядок: при увольнении их заставляют продать принадлежащие им акции, причем, как правило, за бесценок. Насколько это соответствует закону?

-- Подобные явления действительно распространены. Довольно часто руководство акционерных обществ ущемляет права акционеров, которые не работают на предприятии. Например, наша комиссия выявила подобные явления в ОАО «Украинские ювелиры», где не работающих на предприятии акционеров не допускали к участию в общем собрании, не начисляли положенных дивидендов.

Естественно, такая практика является незаконной. Ведь право собственности не зависит от трудовых взаимоотношений гражданина и предприятия. Даже уволившись с работы, акционер не перестает быть совладельцем предприятия. И не существует законных способов принудить его расстаться с собственностью.

Если же акционера все же убедили расстаться со своей долей в предприятии, то ему должны заплатить настоящую рыночную цену. Такая норма специально вписана в проект нового закона об акционерных обществах.

Хотя как раз с определением рыночной цены часто возникают проблемы. Ведь акции большинства предприятий на бирже не котируются и как бы не имеют рыночной цены. Поэтому согласно новому закону, вводится механизм экспертной оценки. Независимый специалист будет определять, сколько покупатель мог бы заплатить за акции, если бы был в них заинтересован. Конечно, такая оценка не может быть абсолютно точной, но все же она поможет приблизиться к истинной стоимости.

-- Очень часто права мелких собственников ущемляются, когда принимается решение о дополнительной эмиссии (выпуске новых акций предприятия). При этом уменьшается доля каждого акционера. Например, если уставный фонд увеличился вдвое, то при том же количестве акций доля каждого акционера в АО сокращается наполовину. Соответственно, «легчает» и его голос на общем собрании. Как предполагается защищать таких акционеров?

-- В проекте нового закона об акционерных обществах предусмотрен механизм, который позволит защитить права акционеров. Им предлагается предоставить первоочередное право приобрести дополнительные акции в том размере, который позволит сохранить свой процент.

-- Могут ли акционеры, права которых нарушаются, пожаловаться в Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку?

-- К нам часто приходят люди с конкретными претензиями и пожеланиями. И мы стараемся им помочь, если их права действительно были нарушены. У комиссии есть довольно большие возможности для наказания виновных в ущемлении прав акционеров. Только в прошлом году мы наложили штрафов на сумму около 3,5 млн. грн.

Правда, часто возникает вопрос: кого штрафовать. Ведь штрафуя предприятие, мы тем самым наказываем всех одинаково, в том числе и тех акционеров, которые пришли к нам искать защиты. Поэтому в последнее время мы стараемся накладывать штрафы в основном на руководителей, которые позволяют себе ущемлять интересы вкладчиков.


«Facty i kommentarii «. 20 мая 2000. Экономика