За это директор школы отправил ее в отпуск за свой счет
За порог учебного заведения они вынесут не только знания, почерпнутые на уроках, но и те, что получили в процессе общения -- между собой, с учителями. А с последними они складываются не всегда просто. Из опросов старшеклассников, проведенных психологами, следует, что в состоянии явного или скрытого конфликта с педагогами находятся более половины детей. Но кто в этом чаще виноват -- ученики или учителя? Истории, которые вы прочитаете ниже, заставляют думать, что над этим размышляют не только педагоги, но и их воспитанники. жаль только, что происходит это, как правило, уже на школьном пороге.
«Почем тетрадки?» -- на этот вопрос Наташа отвечает сотни раз в день, но на сей раз он прозвучал как-то необычно. Подняла глаза и обомлела: перед ней стоял Сережа -- ее бывший ученик. Демонстративно осмотревшись по сторонам, парень громко произнес: «Так что, в грязном переходе вам лучше, чем в чистом классе?» И прежде чем Наталья Анатольевна смогла вымолвить хоть слово, зло добавил: «Не выделывалась бы тогда, согласилась бы по-хорошему -- не стояла бы сейчас среди бомжей». Сережа швырнул тетрадь на прилавок и лениво зашагал прочь
Когда 1 сентября на линейке одиннадцатиклассники заметили новенькую, бросились выяснять, в какой класс попала такая красавица. Прекрасная незнакомка оказалась учительницей, а ее лучезарная улыбка вскоре сделала биологию любимым предметом всех старшеклассников. Для большинства из них Наталья Анатольевна стала олицетворением идеала женской красоты. И на какие только ухищрения ни шли, чтобы обратить на себя ее внимание. Одни заучивали параграфы почти наизусть, другие, напротив, совсем не учили, третьи анонимно писали ей любовные записки. За право «преподнести» Наталье Анатольевне журнал успеваемости или подежурить в кабинете биологии устраивали настоящие состязания. А Сергей и Андрей, самые страстные воздыхатели, даже график составили: кто когда сидит за первой партой -- прямо перед «Наташенькой», кто когда поднимает руку ответить ЕЙ домашнее задание. Наталья Анатольевна сразу выделила мальчиков из общей массы: самые воспитанные, самые знающие
Но однажды Андрей «выбился из графика». Когда «непогрешимый мальчик» не смог объяснить теорию Дарвина, учительница встревожилась: может, случилось что? Попросила Андрея после урока остаться. Сергей решил, что друг поступил так нарочно -- чтобы урвать побольше внимания Натальи Анатольевны. И когда занятия закончились, старшеклассники устремились на школьный стадион наблюдать за боем «гладиаторов» Сергея и Андрея. «Герои» заняли исходные позиции, зрители замерли в предвкушении, но на импровизированной арене неожиданно появился директор
Нарушителей школьного устава наказывать не стали. Да и как накажешь: отец Андрея, удачливый бизнесмен, всегда готов помочь школе финансами, мама Сергея -- депутат горсовета, сами же парни -- ведущие игроки школьной баскетбольной команды
Друзья помирились, но решили Наталье Анатольевне отомстить: это ведь именно из-за нее они едва не стали врагами. Учительница в толк не могла взять, как могли два замечательных мальчика в считанные дни так разительно перемениться. А Сергея и Андрея понесло: учить биологию они перестали, на уроках вытворяли Бог знает что, «Наташе» хамили на каждом шагу, причем выражений не выбирали
На неоднократные жалобы «биологички» администрация школы не реагировала: мол, молодая еще, все через это проходят, нужно найти верный подход к детям и т. д. Но когда Сергей и Андрей в ультимативной форме заявили Наталье Анатольевне, что она должна «пригласить их к себе домой и вступить с обоими в интимные отношения, не то », ее терпение лопнуло. На стол директора легла докладная. Вскоре администрация школы разрешила конфликт. Правда, довольно странным образом: Наталью Анатольевну отправили в отпуск за свой счет до конца учебного года и на педсовете зачитали коллективу ее «дело». Из него следовало, что «пребывание Натальи Анатольевны в стенах школы вызывает постоянные разногласия среди учащихся и способствует понижению общего уровня знаний по биологии».
Коллеги утешали: «Ничего, наберешься сил, а 1 сентября ждем тебя обратно». Но как полгода прожить без денег? И молодая красивая женщина со «свежим» высшим образованием пошла продавцом на лоток канцелярских товаров -- хотя бы так можно видеть школьников и их родителей. Работа -- с 8 утра до 8 вечера, без обеда и выходных. Слава Богу, в воскресенье полдня свободных -- и Наташа лихорадочно приводила в порядок домашние дела, а когда получалось, бежала в театр. Пока не подошел к злополучным тетрадкам «любимчик Сергей», казалось даже, что жизнь налаживается: и деньги какие-никакие появились, и с новыми коллегами, многие из которых тоже «родом из школы», раззнакомилась Но вслед за Сергеем зачастили к ней «крутые парни» -- бывшие ученики. Предлагают: «Пошли на дискотеку, Наталья Анатольевна», «Идемте в бар, что вы тут пылитесь» Готовы были даже приодеть побежденную училку, чтобы «перед пацанами не стыдно было».
Захочет ли Наталья Анатольевна теперь возвращаться в ту школу, которая уже однажды предала ее, или станет искать другую? И есть ли гарантия, что в другой не найдутся такие же Андреи да Сережи и что там не окажется такая же пугливая администрация? Но главное -- я никак не могу понять, откуда в моих ровесниках такая жестокость. Почему не задумываются о том, что лет через 10--15 приведут в школы своих детей -- кто же будет их учить?!
Прозвенел звонок -- и новая учительница вошла в класс. Горделиво направилась к столу, представилась Анной Алексеевной. Видно было: совсем еще «зеленая». Стихи она читала невыносимо громким голосом, а к доске вызывала, как «на ковер». Все Анна Алексеевна делала не так, как наша любимая Людмила Михайловна, которая умерла. Случилось это прошлым летом. Очень неожиданно. Кто из нас был в Киеве, все пришли на похороны. Девочки плакали. Но тогда я даже не представляла, что весь класс будет так сильно скучать по ней и через многие месяцы. Людмила Михайловна была компанейской и справедливой. Несмотря на преклонный возраст, она словно излучала энергию: хватало сил и на драмкружок, и на дополнительные занятия И вот ее нет. Место умершей учительницы не могло оставаться вакантным, понятно было, что кто-то заменит Людмилу Михайловну, но сама мысль об этом нам казалась кощунственной. И молоденькая Анна Алексеевна за «Людочкиным» столом не могла не раздражать класс.
Будто уловив наше настроение, следующий урок она начала не с проверки домашнего задания, а с рассказа о себе. Оказалось, что Анна Алексеевна недавно тоже пережила серьезный удар. Ее пригласили работать на телеканал «1+1», но в день собеседования ее муж попал в автомобильную катастрофу. Жизнь близкого человека важнее карьеры, и она провела весь день у постели мужа. Но он не выжил. А Анна Алексеевна пошла преподавать, увидев в том перст судьбы.
Этот разговор не то чтобы кардинально изменил отношение к Анне Алексеевне, но позволил нам взглянуть на нее другими глазами. Не как на «училку», а как на живого человека, у которого тоже есть печали и радости, но который в отличие от нас умеет делать свое дело независимо от сиюминутного настроения. Пришло понимание: у новой учительницы есть знания, и она ими делится с нами, а мы еще и капризничаем.
Я вдруг перестала ненавидеть «новую» и даже поверила, что когда-нибудь смогу ее принять. Это был первый шаг к взаимопониманию. Прошел не один месяц, прежде чем я поняла, какое везение, что нам «досталась» умная, обаятельная женщина. И теперь мне жаль с ней расставаться. Но я радуюсь за школу: судьба отняла у нее одного Учителя, но подарила другого.
«Facty i kommentarii «. 24 мая 2000. Человек и общество