К их компании присоединилась 68-летняя американка
Высотой эти летательные аппараты не ниже стандартной пятиэтажки. Не удивительно, что управлять ими непросто. В горизонтальном направлении это вообще невозможно -- шар летит туда, куда его несет ветер. Регулируется только высота полета. Да и то реагирует шар на команды не сразу -- спустя полминуты, а то и более. Поди впишись на столь неповоротливой махине в пространство под мостом. Но воздухоплаватели -- люди азартные. А идея пролететь под мостом уж очень интригующая. Вот и решили рискнуть.
Мост с романтическим названием «Бегущая лань» перекинут через гранитный каньон, на дне которого течет речка Смотрич. Высота моста 56 метров, так что если опустить шар к самой воде, безопасность гарантирована.
-- Соль заключалась не только в том, чтобы благополучно пронырнуть под мостом, но сразу после этого набрать большую высоту и вылететь из каньона -- метров через 150 он поворачивал в сторону, а шар заставить повернуть нельзя, -- рассказывает пилот Валентин Тисельский. -- Во избежание сюрпризов вроде «посторонних» потоков воздуха мы в течение трех дней запускали по каньону шарики, наполненные гелием, и отслеживали их полет. Эти пробы опасений за наш план не вызывали. Дело оставалось за погодой. Для полетов она должна быть ясной, а ветер слабым. Поэтому, кстати, летают на монгольфьерах ранним утром и вечером, когда в атмосфере, как правило, наступает затишье.
В день старта мы проснулись около пяти утра. К нашей общей радости, погода выдалась спокойной, слабый ветерок дул как раз в нужном направлении. Места старта выбрали так, чтобы ветер отнес монгольфьер в каньон. Лететь под мостом пожелали все шесть приехавших в Каменец-Подольский пилотов, в том числе 68-летняя американка Салли Чаппел (она в начале мая участвовала со своим шаром в чемпионате Украины по воздухоплаванию в Феодосии). Кстати, в группе сопровождения у миссис Чаппел есть пенсионерка, которой уже за семьдесят. Часов в шесть утра шары стартовали один за другим с интервалом в пару минут. При этом присутствовали зрители из местных -- их разбудило фырканье наших горелок, прогревавших гелий в шарах. Особых мер безопасности не принимали (монгольфьер считается самым безопасным летательным аппаратом, в случае аварии скорость его падения такая, как у раскрытого парашюта). Все шло по плану. Мой шар опустился к поверхности воды и шел по каньону, но под мостом сердце все же екнуло. Причина сугубо психологическая -- купол закрыл полотно моста. А было до него метров двадцать. Пролетев под мостом, включил горелку. Вскоре шар стал набирать высоту и выплыл из каньона. Успешно выполнили трюк и остальные пилоты. Непосредственно под мостом шар находился около 30 секунд, а весь полет занял не более 5 минут. Честно скажу, я переживал гордость за ребят -- ведь подобное удавалось немногим нашим коллегам. К тому же далеко не в каждой стране есть мосты, под которыми может пролететь воздушный шар. Замечу, что к наиболее впечатляющим достижениям зарубежных воздухоплавателей за последнее время относится грандиозный перелет через Эверест. Шар удалось поднять на высоту около 9 тысяч метров. Обычные горелки на столь большой высоте работать не могут -- им недостает кислорода. Пришлось разрабатывать специальные. А для пилотов понадобились средства защиты -- на 9 тысячах метров очень холодно и трудно дышать.
-- Научиться летать на воздушном шаре можно за день, а вот управлять им -- говорит пилот воздушного шара Владимир Береза. -- Казалось бы, все элементарно: включил горелку (кстати, ее мощность -- как у 500 «Запорожцев», но весит она всего 25 кг), газ в оболочке подогрел почти до 100 градусов -- и монгольфьер поднимается. Дернул за веревку клапана, выпустил газ -- шар идет вниз. Но на команду он реагирует через полминуты-минуту. Шар весит 2,2 тонны -- в основном за счет массы газа (1,8 т). Просчитался на десяток секунд -- и окажешься далеко от нужного места, а ведь на соревнованиях чемпиона определяют сантиметры. Словом, шар нужно чувствовать, и если нет к этому таланта, то ни один прибор его не заменит.
Взлететь можно откуда угодно, но при этом необходима помощь 4--5 человек. Затем наземная команда ведет пилота по заданному маршруту. Вот только летать доводится нечасто -- в основном, когда за полет платят спонсоры. На один подъем (он длится около трех часов) нужно сжиженного газа на 200 гривен. К тому же гарантийный срок службы оболочки шара только двести часов -- не налетаешься. эксплуатировать монгольфьер не выходит.
Всего в Украине около десяти пилотов, умеющих управлять воздушными шарами, а монгольфьеров четырнадцать, -- продолжает Владимир Береза. -- «Шарик» стоит, как дорогая иномарка -- 25--30 тысяч долларов. Постройку большинства из них оплачивают фирмы, использующие эти шары для собственной рекламы. Впрочем, есть воздушный шар «Украина» -- он является «визитной карточкой» нашей команды, и «Ки в», построенный за средства столицы. Под присмотром Федерации воздухоплавания Украины есть и российские шары -- принадлежащие телеканалу ОРТ и художнику Илье Новоженову. А шьют монгольфьеры в Феодосийском НИИ аэроупругих систем, занимавшемся в советские годы созданием парашютов для армии. Здесь уже построено более 80 монгольфьеров, в основном, по заказу из-за рубежа.
-- На протяжении этой недели -- до 28 мая -- наши шары будут летать над Киевом, -- рассказал президент Федерации воздухоплавания Украины Александр Николаев. -- Для стартов выбрано восемь площадок. Полеты монгольфьеров, приуроченные ко Дню Киева (кроме нас, их организовала ассоциация «Укравиапром»), уже стали традиционными. А затем мы отправимся в Славяногорск Донецкой области. Майские фестивали по воздухоплаванию в городах Украины мы проводим уже в течение нескольких лет.