А стало возможным это лишь потому, что на их пути повстречалось много добрых людей
Железная дорога в Селище Тывровского района пролегает в нескольких шагах от хат Николая Ивановича Рябчинского и Павла Ивановича Кондратюка. Тем не менее, чтобы сесть на электричку, им приходилось преодолевать несколько километров до ближайшей остановки. «Вот если бы и у нас была своя станция!» -- вздыхали селищане, не раз обсуждая этот вопрос с проживающим недалеко от места предполагаемой железнодорожной остановочной платформы депутатом сельсовета Николаем Рябчинским. Именно тогда, в 1987 году, Николай Иванович и начал обращаться во всевозможные инстанции по поводу такого строительства в родном селе. Увы, поначалу в ответ от начальников разных уровней он только и слышал, что это дело непростое, хлопотное, требующее огромных капиталовложений. И все-таки железнодорожная станция в Селище появилась.
-- Много сил вложено в эту стройку -- ведь это тот же БАМ, только наш, местный, -- рассказывает 72-летний Николай Рябчинский. -- Уже несколько месяцев садятся сельчане на электрички в Селище. Правда, некоторое время пришлось ездить «зайцами», без билетов, потому что на остановке не удавалось открыть кассу. Железнодорожников не устраивало название остановочной платформы «Селище»: на Украине есть станция с таким же названием, и из-за этого нельзя было разработать тарифную сетку. Но и этот вопрос уже решен.
По предварительным подсчетам, в этой станции нуждалось около шести тысяч человек. И не только жителей Селища, но и соседних сел Урожайное, Грыженцы, пгт Гнивань. Причем приезжающих сюда летом дачников, как и родственников сельчан, навещающих их, Николай Иванович не учитывал -- цифра получилась бы неточной. Со своими «точными подсчетами» пенсионер обратился в Жмеринское отделение Юго-Западной железной дороги. И вскоре в село приехали специалисты-железнодорожники, состоялась встреча с тогдашним сельским начальством -- председателем сельсовета Николаем Космыной и председателем колхоза Виктором Москалюком.
-- Железнодорожники приезжали, чтобы обсудить намечавшееся строительство, но сельское начальство не захотело брать на себя расходы, связанные с этим. Руководство усмотрело в этой остановочной платформе угрозу для безопасности села и колхоза. Ведь если бы у нас появилась остановка, люди стали бы больше ездить, а начальству, видимо, этого не хотелось. Они считали, что и в колхозе для всех работы хватает.
Меня даже обвиняли в том, что я выбиваю станцию для себя -- мол, обе дочки живут в Киеве, вот и хочу без проблем кататься в столицу. Сказать по правде, обиделся я на них, ведь не только для себя старался. Не поддержали меня и депутаты. Пришлось отложить этот вопрос на неопределенное время. Тем более что сельчане в то время «заболели» другим -- тогда полным ходом разворачивалась газификация села.
Сельчане не раз убеждались в блестящих организаторских способностях Николая Рябчинского -- и когда он был бригадиром тракторной бригады в колхозе, и когда, закончив работать на колхозных полях, вместе с механизаторами по распоряжению председателя правления вспахивал старикам-односельчанам огороды. «Заботливый ты, Коленька, спасибо тебе!» -- благодарили его.
Поэтому, когда во время газификации села возник вопрос, кто будет организовывать эти работы по улице Первомайской, выбор пал на Иваныча. Он согласился -- чего ж доброму делу не подсобить? Впрочем, впереди было немало испытаний. Так, спустя какое-то время после начала работ Николая Рябчинского задержали работники милиции. Оказалось, на него поступила жалоба от одного из односельчан о том, что якобы за услуги газовщиков он собрал много денег.
-- Хорошо, что я каждую копейку записывал и отчитывался перед односельчанами за потраченные деньги. Эту тетрадку и предоставил следователю. Тот, все подытожив, недосчитался 570 рублей. Я объяснил, что отдал деньги нашему председателю, чтобы он рассчитался с экскаваторщиком. А председатель этого не подтвердил. Выходит, говорю, Михалыч, экскаваторщик даром работал? Оказалось, что работяга получил на руки значительно меньшую сумму. Ох, и долго меня тогда тягали Помню, следователь мне сказал: «Возьми из дому потерявшиеся деньги, раздай людям, и дело закроем». Я удивился этому предложению: чтобы такие деньги иметь, надо двух коров продать. Хорошо, что односельчане поддержали меня, я собрал подписи, и с меня сняли какие-либо подозрения. Но после случившегося твердо решил, что никакими общественными делами заниматься не буду.
Все это время идея строительства остановочной платформы не покидала селищан. Хотя сельское руководство поменялось, никто не спешил браться за дело. Поддерживаемый односельчанами Николай Рябчинский вновь стал добиваться строительства станции, присоединился к нему и его сосед Павел Кондратюк.
Когда пенсионеры обратились за помощью к народному депутату от своего избирательного округа, тот пообещал, что «изучит обстановку и обязательно поможет». Но понимая, что на народного избранника особо рассчитывать не приходится, взялись собирать деньги у селищан -- кто пятерку дал для общего дела, кто -- десятку. Безусловно, сумма оказалась символической. Односельчане понимали, что без необходимой финансовой поддержки их инициатива ничего не стоит. Посоветовавшись, они решили попытать счастья в Виннице, в облгосадминистрации. И не ошиблись -- тогдашний первый заместитель председателя облгосадминистрации Юрий Иванов (сейчас он ее председатель. -- Авт. ), внимательно выслушав пенсионеров, распорядился выделить на строительство остановочной платформы 21 тысячу гривен.
-- Выполнив, как и предусмотрено по проекту, -- вспоминает Николай Иванович, -- соответствующую земляную насыпь, мы должны были подсыпать подошву платформы щебнем, поставляемым из станции Гнивань в промежутке между движением поездов, так называемыми окнами. Заблаговременно узнавали, сколько платформ со щебнем нам подадут, и быстро собирали селищан на разгрузку вагонов. Только предупреждали людей: не обещайте, если не сможете придти. Шутка ли, на одной платформе 60 тонн щебня, а таких было и две, и три, и четыре, а «окно» длилось от сорока минут до одного часа. Даже не верится -- мы разгрузили 35 таких платформ! Но после работы чувствовали необычайный прилив сил! Увы, в большинстве случаев на разгрузке работали пенсионеры, а молодежь в это время, видно, в кустах отсиживалась.
Когда основные работы по формированию подошвы остановочной платформы были выполнены, строительство приостановилось из-за отсутствия средств на установку 160 специальных ограничительных бордюров. Терпеливые и настойчивые пенсионеры написали слезное письмо в «Укрзалiзницю». Но оттуда пришло разъяснение, что на строительство нет средств. Пенсионеры решили отстаивать начатое дело до конца. К счастью, в Винницкой облгосадминистрации их в очередной раз поддержали, снова выделив необходимую сумму.
-- Но впереди нас ждала еще эпопея с электрификацией платформы, местные энергетики в этом отказали, и пришлось нам ехать в Киев, в министерство, -- продолжает Николай Иванович. -- К сожалению, я вынужден был сойти с дистанции, потому что тяжело заболела моя жена. Вот Павел Иванович и поехал в столицу вместе с односельчанами. После их поездки нашим местным энергетикам из министерства поступила команда: «Электрифицировать платформу в течение суток!» За сутки, конечно, они не управились, но за работу взялись тут же.
Остались мелочи. Для строительства павильона ожидания поездов председатель колхоза Леонид Дидух выделил из своих убогих запасов кирпич и цемент, а местный предприниматель Владимир Саврич -- шестнадцать листов шифера и досок. Каменщики Виталий Медун и Иван Витрак строили павильон, а мы им помогали чем могли. Хорошо потрудились на строительстве сельские пенсионеры Андрей Дзись, Николай Луць, Петро Пастернак, Николай Мерзлов, Николай Коренюк, Петро Медун.
-- Молодцы сельчане, все сделали сами, -- улыбается Селищанский сельский голова Вадим Клименко. -- руководимые непревзойденными организаторами Павлом Ивановичем и Николаем Ивановичем. А ко мне обращались, только когда надо было письмо в очередную инстанцию подписать. Вот и получилось, что не они мне помогали в этом строительстве, а я им. Испытанный метод народного строительства себя, действительно, оправдал.
Машинисту первой остановившейся в Селище электрички женщины вручили пышный каравай. Как и положено, о нее была разбита бутылка шампанского -- на счастье!
-- Смотрю вот на эту платформу и удивляюсь, -- с печалью в голосе говорит Николай Иванович, -- столько сил вложено в каждый из 210 метров этой громадины, а радости у меня в душе никакой. Всматриваюсь в эту длинную подошву платформы, а мне все мерещится, как ходит по ней моя жена Зоинька: «Езжай, Коля, езжай, без тебя там ничего не продвинется!» Только перед смертью супруга созналась, что каждое утро провожала меня на эти «сражения» за станцию с мыслью, что, возвратившись, я не застану ее в живых. Не выдержало ее больное сердце трудностей и испытаний, которые мне пришлось пережить.
«Facty i kommentarii «. 25 мая 2000. Человек и общество