В последнее время Александр Масляков что-то зачастил в Киев. Все очень просто: у нас создана Всеукраинская лига КВН, в которой играет больше десяти команд. Вечера КВН в Международном центре культуры и искусств собирают огромную зрительскую аудиторию, у каждой команды уже есть свои поклонники.
-- Вы довольны тем, как развивается Всеукраинская лига?
-- Я очень рад, что нам удалось -- я имею в виду прежде всего наших коллег с канала «1+1» -- выйти на хороший уровень. Через годик мы могли бы отойти в сторону и продолжать существовать самостоятельно. Надеюсь, это и украинские кавээнщики понимают. Пока все складывается удачно.
-- Когда и при каких обстоятельствах вы впервые ощутили в себе кавээновский порыв?
-- Не помню точно. Не скажу, что я был азартный кавээнщик -- просто попал на телевидение, будучи студентом 4 курса Московского института инженеров транспорта. Попал ведущим, как-то сразу оказался стрелочником, но меня больше интересовала творческая сторона работы на телевидении. В итоге, проработав год и шесть дней инженером, стал учиться журналистике. Александр Васильевич поменял профессию И незаметно для себя очень здорово втянулся.
-- Да особенно судя по тому, каким диктатором вы стали.
-- Почему диктатором? Просто так исторически сложилось, что крайним оказался я и в результате руковожу всем процессом. Может быть, я диктатор для своих сослуживцев, с которыми делаю телепередачу?.. Но в юмористических дебрях вряд ли меня можно считать диктатором. Другое дело, что по прошествии стольких лет я могу, не тратя лишних слов на объяснения, посоветовать что-то игрокам. Но вряд ли это диктат. Приказами здесь ничего не сделаешь, не тот случай. Это достаточно творческое мероприятие и остроумное, к тому же
-- Вам приходилось сражаться за КВН?
-- Если говорить о 60-х годах, то меня битвы за слово, сказанное в КВНе, не касались. К этому я не имел никакого отношения. Даже закрытие КВН тогдашним руководством для меня не стало трагедией, ведь у меня было параллельно множество всяких программ. Другое дело -- 1986 год, когда я с коллегами инициировал возрождение телепередачи, а потом оказался крайним. Была объявлена перестройка, и вроде все можно, но начальство, которое руководило КВН, было, как и все мы, из другого времени. Поэтому в первые годы существования нового КВН приходилось не то чтобы сражаться -- конфликтовать с начальством. Потом, к счастью, следы цензуры смыло время, и дальше нужно было бороться уже с самими кавээнщиками, чтобы меньше было глупостей, пошлости. Юмор разнообразен, хочется, чтобы он был классным в нашей передаче, и только за это идет борьба.
-- Как, по-вашему, за эти 15 лет у молодых людей. которые приходят в КВН, изменилось чувство юмора?
-- Вот мы с вами разного возраста, естественно, для вас легендарны игры 1986 года, а для меня легендарны команды 1960-х годов. Поэтому вы вправе говорить, что сейчас не то. Я считаю, что такие сравнения сегодняшнего с позавчерашним некорректны. Это все настолько связано с той жизнью, из которой приходят кавээнщики Я всегда говорю: как живем, так и шутим. Много политики -- много шуток о политике. Завтра политика руку с нашего горла уберет, и начнут шутить о вечном. Я надеюсь дожить до того времени, когда сегодняшние кавээнщики станут легендой для следующего поколения. Остроумные молодые люди, слава Богу, не перестали рождаться.
-- На экране вы кажетесь практически идеальной личностью
-- Нет, ну это не значит, конечно, что я монстр в душе, но
-- А ведь вредные привычки есть, сознайтесь?
-- Что ж, я нормальный человек, ничто человеческое мне не чуждо, в том числе и дурные привычки. Слава Богу, всего достаточно, но я просто не имею права, тем более на экране, да и в жизни, в общении и с кавээнщиками, и с журналистами (с ними я меньше люблю общаться) проявлять такие качества. Я стараюсь, в общем, быть лояльным. Поверьте, может, мне самому хотелось бы быть совершеннее, но, увы -- или к счастью -- это не так.
-- Черпаете энергию из житейских противоречий?
-- Естественно.
-- Можно сказать, что КВН -- ваша большая семья. Ну а какая у вас настоящая семья?
-- Со своей женой Светланой я познакомился на съемках в 1966 году, когда был уже достаточно популярным, два года вел КВН и другие передачи. Она пришла к нам после школы, устроилась помощником режиссера. Через 5 лет знакомства мы поженились. Сначала работали вместе, потом она работала в других редакциях. Женаты мы уже 29 лет. Несмотря на кажущуюся опасность этого момента, где-то лет семь назад я уговорил ее пойти режиссером на КВН. Она сопротивлялась, ей не очень хотелось попасть под диктат руководителя программы. Тем не менее я доволен, как все получилось. Так что моя семья родилась в телевизионных коридорах. Сын, тоже Александр Масляков, ныне студент 3 курса МГИМО. И тут не обошлось без ТВ, Саша ведет одну из наших передач -- «Планета КВН». Но пока неизвестно, захочет ли он целиком посвятить себя телевидению
-- А вы хотели бы, чтобы он занялся КВН?
-- Это не самое плохое, если он пойдет таким путем. Может быть, это вообще самое ценное, что я могу ему оставить в наследство. В 20 лет родители вряд ли могут быть авторитетом, хотя наши советы он воспринимает Как сложится -- пока неведомо. Это его жизнь. Ему самому выбирать.
-- Раз есть такая семейная повязанность, то, наверно, есть и семейные советы, и разногласия?
-- Возвращаясь к вопросу об идеальных людях: ни я, ни моя жена не идеальны. Оба любим телевидение, поскольку много лет ему отдано, оба любим и делаем передачу, которая называется КВН. Как при любом творческом процессе, разногласия бывают, их не может не быть, тем не менее, нам удается их преодолевать.
-- На пользу работе?
-- В общем, да.
-- А в большой семье КВН ссоры бывают?
-- Что вы имеете в виду? Жюри -- люди посторонние, они приходят, судят и уходят, они не участвуют в создании передачи. Наша съемочная группа, ее в шутку называют АМИК -- Александр Масляков и компания -- прочный коллектив, где все достаточно притерлись друг к другу.
-- У вас бывали размолвки со старыми кавээнщиками, с тем же Гусманом, к примеру?
-- У меня с Гусманом?! Ну, вы знаете, может быть, кто-то из стариков и воспринимает то, что между нами произошло, как конфликт в моей памяти не отложился ни один конфликт ни с кем из тех кавээнщиков старшего поколения. С Гусманом точно никакого конфликта не было. А если кто-то считает, что я его обидел, то это факт его биографии.
-- КВН вам как-то помогает в жизни?
-- Если бы я занимался чем-то другим, возможно, давно бы зачах. Мне просто повезло, что я занимался тем, что мне нравилось. Очевидно, КВН у меня в крови.
-- В таком случае остается ли в вашей жизни место для хобби?
-- Диван и книжка, -- вот мое главное хобби. Я всеяден в книгах, меня бросает от поэзии до литературоведческих работ, могу полистать прозу, время от времени детективы -- все съедобно, если это не мурня полная, которую можно определить сразу. Кроме того, люблю свой дом, стены, куда возвращаюсь. Еще мое хобби -- смотреть на этих ребят и радоваться. Других увлечений нет.
-- Неужели вы домосед?
-- Ну, человека, который столько в жизни мотался и мотается, трудно назвать домоседом. Но в принципе -- да, в этом нет противоречия. Во мне уживается все.