Политика

Украина не присоединяется к союзу россии и белоруссии не потому, что не хочет, а потому, что не может?

0:00 — 30 мая 2000 eye 217

Накануне минувших выходных глава МИД Украины посетил с рабочим визитом Москву. Белокаменная встретила Бориса Тарасюка с некоторой долей скепсиса: местное телевидение, анонсируя предстоящие переговоры, подготовило сюжет, начинавшийся с сообщения о проигрыше украинских депутатов в шахматном турнире с думскими коллегами. Это прозвучало намеком на вопрос: а с каким, мол, счетом проиграет украинский министр? Но дипломатия -- дело тонкое, и обе стороны переговорного процесса перед представителями масс-медиа демонстрировали полное удовлетворение.

Поскольку одним из самых важных направлений работы МИД Украины является экономизация внешнеполитических отношений, Борис Тарасюк встретился с вице-премьером России Виктором Христенко и обсудил, в частности, ситуацию, связанную с урегулированием «газовых» долгов.

После переговоров г-н Христенко заявил журналистам, что решение этой проблемы должно обязательно идти под жестким патронатом правительств. В противном случае политическое руководство обеих стран может опять оказаться, в какой-то степени, заложником неурегулированности отношений между коммерческими структурами. Впрочем, большая политика и большая коммерция всегда ходили рядом, и представить вторую без первой сегодня практически невозможно.

Ярким примером тому может служить проблема возвращения долгов Внешэкономбанка СССР. Не исключено, что эти средства смогли бы с лихвой перекрыть нашу задолженность перед Россией за газ. Однако решить эту задачу сейчас невозможно. Как обычно, в дела экономические вмешивается политика: одним из условий разблокирования счетов банка было подписание Украиной так называемого «нулевого соглашения», по которому все активы и пассивы бывшего СССР наследовала бы Российская Федерация… Впрочем, тематика государственных долгов как таковая на переговорах не поднималась.

По дороге в Белый дом, где базируется российское правительство, Борис Тарасюк заехал в Украинский культурный центр и встретился с предпринимателями РФ и Украины. Выполняя их «наказ», он обсудил с В. Христенко вопросы снятия преград на пути взаимной торговли: все хозяйственники традиционно жалуются на трудную налоговую ситуацию и жесткий таможенный режим. Ситуация заметно упростилась бы, если бы было введено в действие соглашение о зоне свободной торговли. Но российская сторона заявляет, что все еще к этому не готова.

После забот экономических украинский министр приступил к решению политических проблем: в Доме приемов МИД РФ его принял российский коллега Игорь Иванов. Антураж бывшего особняка Саввы Морозова впечатлял и настраивал на восприятие прекрасного, а толстые китайские ковры на полу делали шаги дипломатов бесшумными. Невольно вспоминалась поговорка о тех, кто мягко стелет…

Список обсуждаемых вопросов был традиционным: делимитация украинско-российской границы по Азовскому морю и Керченскому проливу, гуманитарное сотрудничество, консульские вопросы и Черноморский флот.

Но не флотом единым… Как известно, Украина называет Россию одним из своих стратегических партнеров, причем такое партнерство действует между нашими странами уже довольно длительное время. Однако Игорь Иванов предложил экспертам обеих стран еще поработать над содержанием этого самого стратегического партнерства. Наверное, вскоре мы таки узнаем, чем названный вид отношений отличается, скажем, от партнерства особенного или специального.

Несколько неожиданной была реакция российского министра на вопрос представителей СМИ о гипотетической возможности присоединения Украины к союзу РФ и Белоруссии. Оказывается, дело не в том, что украинская сторона не стремится к членству в этом конгломерате -- нас туда просто не примут, поскольку Украина не является членом Таможенного союза и Договора о коллективной безопасности…


«Facty i kommentarii «. 30-Май-2000. Политика.