Политика

Разговоры об отставке спикера вполне могут обернуться второй «сприкериадой»

0:00 — 3 декабря 1999 eye 258

Как и прогнозировали политологи, парламентские фракции после президентских выборов подверглись серьезному испытанию на прочность идеологических платформ. Впрочем, кто бы ни победил на выборах -- масштабные перетасовки «депутатских колод» были неизбежны. А уж так называемым пропрезидентским фракциям, сосуществующим в парламентском пространстве, после победы Леонида Кучмы грех было не использовать реальную возможность укрепить свои ряды.

Под «естественный отбор» попали, в первую очередь, депутаты, которые и раньше с легкостью меняли свои политические симпатии. На дипломатическом языке это называется «усилить влияние», «сформировать большинство» и т. д. Но и без того ясно, что столь массовые миграции парламентариев — это лишь видимый результат почти незримой, но тщательно проведенной работы, именуемой межличностными и межфракционными консультациями.

За всеми этими заявлениями о переходах депутатов как-то теряются отдельные предложения включить в повестку дня вопрос о выражении недоверия руководству Верховной Рады и, в частности, его главе Александру Ткаченко. Так, в день многочисленных переголосовываний по вопросу о месте проведения инаугурации Леонида Кучмы как-то «случайно» прозвучало предложение члена фракции «Реформы-Конгресс» Александра Емца рассмотреть и вопрос о недоверии г-ну Ткаченко.

А еще несколькими днями ранее депутат из «Возрождения регионов» Александр Волков вдруг напомнил коллегам, что в зале место г-на Ткаченко как раз рядом с местом Волкова. С присущим ему чувством юмора депутат заметил, что наконец, мол, у спикера будет возможность познакомиться с ним (напомним: в период выдвижения кандидатов в президенты Александр Николаевич неоднократно восклицал: «Я не знаю, кто такой Александр Волков!»).

Поэтому в преддверии приближающийся «премьериады» (можно догадаться, что по-быстрому утвердить главу правительства у депутатов не получится) у некоторых депутатов может возникнуть соблазн затеять еще и второй дубль «спикериады». Но даже если это намерение не осуществится, нервы г-ну Ткаченко коллеги потреплют изрядно, лишив его, например, рычагов влияния на левый спектр, да и на весь парламент. И если «обещанные» семь коммунистов в качестве подарка от Петра Симоненко могут спасти от развала «селянскую» фракцию, то самого г-на Ткаченко от отставки они никак не спасут.

Надо учесть еще и то, что до следующей парламентской избирательной кампании осталось всего ничего: чуть больше полутора лет. Да и те, кто проиграл нынешние президентские выборы, крест на своих амбициях не поставили. А что для потенциальных претендентов на государственный пост N1 может быть привлекательнее в качестве стартовой площадки, чем кресло спикера? Александру Ткаченко придется помнить об этом всегда. Как, впрочем, и о том, что, начнись сбор подписей за отставку спикера, свои автографы непременно поставят и все 23 депутата от Соцпартии. Ведь социалисты вряд ли забудут, как обошелся с их кандидатом в президенты Александром Морозом отец-основатель «каневской четверки» Александр Ткаченко. Так что впору задуматься: а может, разговоры об отставке спикера -- это отнюдь не пустая угроза?..