Но до сих пор люди не могут точно определить, где и когда произойдет очередной подземный толчок
За последние три месяца планета дважды в напряженном ожидании следила за теле- и радиосообщениями о землетрясениях в Турции. Проходили дни -- напряжение спадало, информационных сводок о количестве жертв и масштабах разрушений становилось все меньше, а затем они и вовсе стихали. Неделю назад последние украинские спасатели возвратились домой. Однако Земля продолжает сердиться. Ежегодно, ежедневно, ежечасно. Только за вчерашний день в мире произошло __ землетрясений, и в общей сложности они унесли __ жизней. За последние 4000 лет в результате землетрясений погибло более 13 миллионов человек. Стихия унесла на дно океана сотни островов, стерла с лица Земли и похоронила под многометровым слоем лавы огромные города.
Когда-то одного сейсмолога спросили, есть ли на планете такое место, где земная твердь никогда не волнуется. Подумав, он ответил: «Разве что Антарктида, но временами и там бывает небезопасно».
Издавна люди пытались разгадать тайну этой грозной естественной силы. Наблюдали за поведением животных и птиц, за изменением ветра, за необычными вспышками молнии, даже за формой облаков, силясь понять, какие же признаки являются предвестниками землетрясения, можно ли если не остановить, то хотя бы предсказать надвигающуюся стихию и подготовиться к ней. Но землетрясения не зависят от времени года, времени суток или от температуры окружающей среды — ни один подобный признак не может являться свидетельством приближающейся опасности.
Первый сейсмоскоп изобрел китайский философ Чан Енг в 132 году до н. э. Это был большой кувшин с расположенными по диаметру 8 драконьими головами. Что находилось внутри кувшина, так и осталось тайной за семью печатями. Вокруг же него были расположены 8 лягушек (по восьми основным азимутам компаса) с широко раскрытыми ртами, устремленными к головам драконов. В пасти каждого дракона лежал металлический шарик. Когда происходило землетрясение, шарик падал в рот лягушке. По тому, какая из жаб «глотала наживку», определяли, в какой стороне света произошел толчок. Историки того времени свидетельствовали, что прибор позволял определить землетрясения на расстоянии до 700 км.
Сейсмология как наука родилась в 1890 году. А в 1935 американец Чарльз Рихтер предложил математический способ исчисления мощности землетрясений. Так появилась шкала Рихтера, которая представляет собой вовсе не прибор, а математическую формулу. Эта формула позволяет вычислить мощность не только современных землетрясений, но и тех, которые произошли много лет назад, еще до 1935 года.
Сила толчка и мощность землетрясения — это не одно и то же, как ошибочно полагает большая часть человечества. На самом деле мощность — это та энергия, которая высвобождается в результате, что же касается силы толчка, то она измеряется в конкретной точке его возникновения.
В зависимости от силы толчков землетрясения делятся на сверхмощные -- выше 8 баллов, очень мощные -- от 6 до 8 баллов и мощные -- от 4,5 до 5,9 балла. Такие землетрясения сейсмографы фиксируют по всему миру, независимо от географии стихии. Все остальные землетрясения считаются слабыми, ибо совершенно неощутимы на поверхности и не приносят практически никакого ущерба. Каждый год на Земном шаре происходит свыше 57 тысяч землетрясений: одно сверхмощное, 18 — от 6 до 6,9 балла, 800 — от 5 до 5,9 балла, 6200 — от 4 до 4,9 балла, 49 тысяч — от 3 до 3,9 балла. Кроме того, каждый день землю сотрясает до тысячи слабых, улавливаемых только локальной сейсмографической аппаратурой толчков от 2 до 3 баллов и до 8 тысяч микротолчков мощностью 1--2 балла.
Помимо наземных землетрясений, бывают еще и подводные, океанические. Чаще всего они не ощущаются, какими бы мощными ни были. Однако в тех случаях, когда эпицентр толчка находится недалеко от берега, следствием землетрясения оказываются мощнейшие цунами, которые обрушиваются на близлежащие поселки и буквально слизывают их с лица Земли, как это случилось, например, в 1959 году на Камчатке.
Полуторатонные сейфы, станки, трактора и автомашины, как игрушки, кружились в огромном водовороте
Трагедия ворвалась в судьбы тысяч жителей Курильских островов и Камчатки нежданно-негаданно. Когда в трудные послевоенные годы острова осваивались советскими людьми, никто и словом не обмолвился об угрозе цунами и о защите от них. Такого слова даже не было в обиходе. Родина требовала рыбу, поэтому думать о каких-то мифических волнах было попросту некогда.
5 ноября 1952 года в 3 часа 55 минут жители г. Северо-Курильска были разбужены сильными толчками, сопровождаемыми звуками многочисленных подземных взрывов, напоминающими отдаленную артиллерийскую канонаду. В 130 километрах к юго-востоку от мыса Шипунского в Тихом океане произошло землетрясение. Сила толчка в эпицентре была равна 11--12 баллам, до суши «докатилось» меньше. Очаг землетрясения находился в 20--30 км от поверхности воды, глубина моря в этом районе не превышает 4,5 км.
Подземные толчки то с нарастающей, то с ослабевающей силой продолжались в течение получаса. Затем наступила тишина. Жители города, привыкшие к периодическим колебаниям почвы, поначалу думали, что землетрясение быстро закончится. Спасаясь от падавших в домах предметов, они полураздетыми (большинство -- в белье, босиком) выбегали на улицу.
Действительно, разрушения были незначительные: «разошлись по швам» легкие постройки и печи в домах, потрескались стены зданий и капитальных сооружений. Однако радость оказалась преждевременной: землетрясение вызвало сокрушительнейшее за всю историю края цунами.
А через полчаса после прекращения толчков суша стала как будто опускаться. Оставшиеся в живых жители острова Парамушир вспоминают, как увидели надвигающийся со стороны моря высокий водяной вал. Работники райотдела милиции, расположенного в 150 метрах от берега, стреляли из личного оружия и во весь голос кричали: «Идет вода!». Заслышав шум и крики, люди бросились бежать в сопки. Спустя 10--15 минут первый вал воды начал сходить, и многие возвратились в свои дома. Одни, согревшись, легли спать; другие, ни секунды не медля, взялись наводить «марафет», ведь приближался большой советский праздник -- 7 ноября. Минут через 20 вода хлынула вновь -- на сей раз вал был более сокрушительным, а его высота достигала 10--15 метров. Не встречая на своем пути сопротивления, ибо первый вал смел значительную часть зданий, вода хлынула на сушу, уничтожая оставшиеся дома и постройки. Сила водяного вала была такой, что тяжелые станки, полуторатонные сейфы, трактора и автомашины срывало с мест, кружило в огромном водовороте, а затем разбрасывало вокруг или уносило в пролив. Не успела сойти вторая волна, как вода хлынула в третий раз. Дома бросало, как спичечные коробки.
Прошедшая через город волна докатилась до сопок, слизав своим пенным соленым языком все, что еще оставалось на суше. Люди в панике бросали вещи и, на ходу теряя своих детей, бежали выше в горы. Около 6 часов утра вода стала сходить и очистила остров. Но вновь начались незначительные подземные толчки и большинство уцелевших оставались в сопках, боясь спуститься даже на шаг ниже.
Город Северо-Курильск, расположенный на о. Парамушир, был полностью разрушен и смыт в море, та же участь постигла около десяти близлежащих поселков. В ту трагическую ночь на Северных Курилах погибли 2336 человек. А землетрясения разной силы продолжались до середины января. Только по линии Рыболовпотребсоюза государству был нанесен ущерб, превышавший 85 миллионов (!) советских рублей.
Сейсмологи считают, что непосредственно землетрясением является лишь один самый мощный толчок. В среднем, длится он до минуты, но за ним обычно следуют еще и мелкие толчки, не менее опасные: зачастую именно они и приносят наибольшие разрушения. Особенно сильно от землетрясений страдают крупные густонаселенные города с большой плотностью построек и коммуникаций. Если же стихийное бедствие происходит в ночное время, то его последствия оказываются губительными вдвойне и втройне, как это случилось в Турции в августе нынешнего года.
По частоте произошедших за столетие землетрясений, по их силе и мощности ученые выделили три наиболее опасных сейсмических пояса планеты. Тихоокеанский, на долю которого приходится около 81% всех землетрясений; Алпицкий пояс, на территории которого происходит приблизительно 17% землетрясений, включая самые разрушительные, и Среднеатлантический. Однако стихия неистовствует отнюдь не только по обозначенным поясам. За их пределами тоже случаются землетрясения, причем иногда довольно мощные.
Что же переживают люди и чего им стоит опасаться во время природных катаклизмов? Эта проблема неоднократно исследовалась учеными и врачами. Во время стихийных бедствий, уверяют они, человеку не хватает полноценной пищи, отчего температура его тела понижается. Нелегкое бремя ложится в первую очередь на физически ослабленных людей, то есть на стариков, грудных детей и больных. А еще людям не хватает знаний.
Конечно, когда человека прижимает огромным весом, ему уже вряд ли чем-либо поможешь. Однако многие жертвы могли бы спастись, знай они, как хотя бы обеспечить себе необходимое для дыхания пространство.
Настоящим чудом можно назвать спасение 42-летней турчанки в городе Дюздже, наиболее пострадавшем во время ноябрьского землетрясения. Сефа Джебеджи провела под руинами 6-этажного дома более 100 часов — без воды и без пищи. Добавьте к этому еще и небольшой мороз, успевший установиться на севере Турции к середине ноября.
Группы спасателей, прибывшие в Дюздже из разных стран, приняли решение прекратить работы, так как были уверены: живых они уже не откопают. Израильтяне, четыре часа вручную разбиравшие завалы, тоже приготовились отказаться от дальнейших попыток, когда вдруг увидели под очередным обломком шевелящуюся руку. Через несколько минут Сефа обрела свободу и жизнь. Ее спасение вызвало такой переполох, что многие информагенства мира сообщили сначала, что спасенный — мужчина. Лишь к вечеру 17 ноября ситуация прояснилась. Джебеджи отвезли в одну из лучших стамбульских клиник. Организм женщины был крайне истощен, рука в нескольких местах сломана, и врачам пришлось ампутировать ее. Журналистам Сефа рассказала, что разговаривала с соседями, когда дом начал рушиться. Все длилось буквально мгновения. Несколько часов женщина еще слышала голоса других людей, отвечала им, затем все стихло 17 ноября те же спасатели извлекли на поверхность еще 21 тело. Муж Джебеджи и все ее знакомые погибли
Специалисты советуют, прежде всего, в момент толчка следует защитить лицо и голову от ударов. Чтобы сразу не получить смертельной раны, нужно принять «внутриутробную» позу -- как младенец в животе матери. Но не менее важно и психологическое состояние. Даже если вас засыпало, ни в коем случае не думайте: «Ну, все, мне конец». Напротив, нужно ярко представлять картину своего спасения и непременно верить, что помощь придет. Если ваше жилище уцелело, обязательно потушите огонь и перекройте газ, ибо не исключены последующие толчки, которые могут стать причиной возникновения пожара. А статистика утверждает, что подавляющее большинство людей во время землетрясений погибает именно от огня. В любом случае, постарайтесь покинуть закрытое помещение. Но и очутившись на улице, будьте предельно внимательны: сверху на вас может упасть все что угодно. Особенно опасно битое стекло, которое часто наносит смертельные раны.
Японские специалисты совершенно серьезно заявляют, что для защиты головы нужно использовать все имеющееся под рукой, даже подушки, одеяла и кухонные кастрюли. Кроме того, стоит позаботиться об антисептических средствах, марле, бинтах, пластыре и каких-нибудь деревянных дощечках на случай возможных переломов. Также следует подумать и о спичках, зажигалках, наличии фонарика или свечей. Если такой «стратегический» запас будет храниться в вашем доме, то стихия, скорее всего, не застигнет вас врасплох.
В Токио детей с младших классов школы учат, как правильно вести себя во время землетрясения. При переезде с места на место жители Токио первым делом прибивают к стенам книжные полки. А токийские студенты в общежитиях закрепляют их цепями или чем-то подобным.
Японцев, пожалуй, можно назвать самой «сейсмообразованной» нацией планеты. К сожалению, в нашей стране пока не существует такой или ей подобных служб, а ведь знай люди, как правильно вести себя со стихией, будь то землетрясение, наводнение, непрекращающийся снегопад или ураган, количество унесенных природными катаклизмами жизней исчислялось бы куда меньшими цифрами.
11 сентября 1927 года в Черном море произошло подводное землетрясение силой в 9 баллов. Жители узкой прибрежной полосы, протянувшейся от Алушты до Севастополя, почувствовали уже 8 баллов. Но и их оказалось достаточно, чтобы пострадали Алупка, Алушта. Балаклава, Гурзуф. Ялта пережила наибольшие разрушения: материальный ущерб составил 25 млн. рублей, 70% городских строений превратились в развалины. В тот день в Крыму погибли около 20 человек, более 100 были ранены.
О многих украинских землетрясениях могло бы рассказать и здание Одесского оперного театра. В 1907 году стихия принесла ему трещины и просадки (кстати, уже не первые); в 1940 просел не только сам театр, но множество построек, расположенных поблизости. В 1954-м серьезно «потрескались» буквально все здания «театрального» района.
В 1948 году, когда произошло сильнейшее землетрясение в Ашхабаде, ни местные жители, ни вся огромная страна просто не знали, что делать, не умели и не могли организовать надлежащей помощи, из-за чего число погибших приблизилось к 70 тысячам, а раненых -- к 25 тыс. человек. Официальная советская пресса и другие средства информации ограничились скупыми замечаниями типа: «Землетрясение повлекло за собой человеческие жертвы». На самом же деле город был разрушен практически до основания, по его разгромленным улицам бродили полуобезумевшие люди, потерявшие в одночасье всех своих близких, и даже с вертолетов были видны следы крови на земле и остатках асфальта.
При землетрясении 1948 года в Ашхабаде было уничтожено или выведено из строя 98% всех существовавших строений, а оставшиеся оказались в таком состоянии, что позднее их пришлось взрывать. Уцелели лишь единичные здания. Не лучше дело обстояло и в окрестностях города на десятки километров вокруг.
Официальные сообщения советской печати тогда гласили: «Землетрясение повлекло за собой человеческие жертвы». Но сколько их, этих жертв, не сообщалось. По данным ЮНЕСКО, погибли 19,8 тысяч человек, однако по различным подсчетам число жертв приближается к 75--80 тысячам, а раненых -- к 25--30 тыс. человек.
После землетрясения от города осталось одно воспоминание. Железнодорожный вокзал — груда обломков, местами даже рельсы исковерканы. Аэродрома нет, взлетные площадки разбиты трещинами. Все учреждения уничтожены. Полная изоляция от окружающего мира. Временные медпункты оказывали помощь пострадавшим под деревьями на главной площади города и на примыкающем к ней тенистом бульваре. Очень скоро туда потянулись бесконечные вереницы раненых. Одни, хромая или придерживая сломанные руки, шли сами; других несли на одеялах, везли на тележках, подвозили на машинах. Принесенные из рухнувших домов двери превратились в импровизированные операционные столы
Потрясение у многих людей было настолько сильным, что переходило в сумасшествие. Спасатели потом вспоминали, как встретили в городе полураздетую женщину, которая шла по середине дороги, не обращая внимания на проезжающие машины, истерически смеялась, стонала и рвала на себе волосы. Оказалось, что прямо при ней погибли все ее дети. Таких обезумевших от горя было много. Какое-то время их старались не трогать, а позже они стали приходить в себя.
А что творилось на площади! Хирурги из Грузии рассказывали, что ничего подобного не видели даже на фронте: там раненых подвозили постепенно, здесь же поток раздавленных и разорванных людей со страшнейшими ранами, не иссякал. Через день площадь и бульвар опустели, только куски грязной окровавленной одежды напоминали об отчаянном сражении за жизнь тысяч ашхабадцев. Когда через несколько дней с военного самолета производили аэрофотосъемку, среди темных пятен зелени торчали лишь однообразные кучи мусора и обломков
Не менее ужасные воспоминания остались и у приехавших из Спитака украинских парней.
7 декабря 1988 года весь мир содрогнулся, узнав о страшной трагедии в Армении: в результате небывалого землетрясения были разрушены несколько городов и сел. В Спитак ехали и летели тысячи добровольцев со всего Союза и других государств -- разбирать завалы, откапывать мертвых и спасать тех немногих, кому посчастливилось чудом выжить. Люди извлекали пострадавших, расчищая руины голыми руками, без каких бы то ни было специальных приспособлений. Многие спасатели возвращались домой с седыми прядями и долго еще не могли забыть увиденное
«В Ленинакан прилетели ночью, -- вспоминал один из них, -- на четвертый день после трагедии. Темень — хоть глаз выколи. только кое-где догорают пожары да светятся костры. Обо что-то споткнулся и упал в какой-то ящик. В мелькнувшем свете фар проезжавшей машины увидел, что лежу в гробу. Весь тротуар был заставлен гробами -- для тех, кого извлекут из-под развалин Воздух наполнен приторно-сладким трупным запахом. Мертвые — везде: на площади, на носилках, в кузовах грузовиков с раскрытыми бортами. Между ними бродят люди, разыскивая родственников.
У груды мусора работают горноспасатели из Франции, строители из Украины, Белоруссии. Разбирая завал, натолкнулись на дверь. Молоденький француз подводит к ней собаку -- та начинает скулить и царапаться. Высаживаем дверь и спускаемся вниз -- несколько десятков человек, живых нет На соседнем перекрестке, рядом с разрушенным домом, висят большие часы. Они остановились в 11. 41 по местному времени».
Заместитель директора Института геофизики Украины Александр Владимирович Кендзера рассказал «ФАКТАМ» о том, что с первых дней в Спитаке изучением причин и последствий землетрясения в числе других занимались и восемь сотрудников института. По окончании командировки -- так называется эта непростая экспедиция в архивных документах -- украинские ученые оставили все свое дорогостоящее оборудование в дар армянским коллегам.
Официальная статистика Спитакского землетрясения остановилась на цифре 25 тысяч погибших, сотни тысяч людей были ранены. Но многие армяне, лишившиеся крова и перекочевавшие на гостеприимную украинскую землю утверждают, что жертв было гораздо больше.
В этом году Турция, а с ней и вся мировая общественность не могут опамятоваться от количества человеческих смертей и размера нанесенного стихией материального ущерба. А завтра, не дай Бог, подобная трагедия может произойти и в России, и на Украине, где в одном только Крыму происходит до 40 землетрясений в год.
Существует гипотеза, согласно которой Всевышний насылает природные катаклизмы на человечество именно там, где люди не могут мирно сосуществовать: все непримиримые конфликты и противоречия теряют смысл перед лицом грозных опасностей, которые обрушивает на нас природа. В такие моменты нации и народы, забывая о распрях, самозабвенно бросаются друг другу на помощь. И землетрясения -- это предупреждающие сигналы, обращенные к чувствам и разуму людей.