Человечеству всегда было присуще подводить итоги. И теперь, когда все меньше и меньше дней остается до третьего тысячелетия, что может быть лучшим поводом для этого поучительного занятия. Итак, чем отличился XI век?
До середины XI столетия христианская религия считалась единой. Но фактически все было не так. В странах Западной Европы главой церкви был Папа Римский, а на Востоке -- константинопольский патриарх, который официально подчинялся византийскому императору.
Именно от Византии христианство приняли многие славянские народы, в том числе и наши с вами предки. Казалось бы, какая разница -- ведь и Папа и патриарх служили одному Богу. Так что же им было делить? Делили влияние, власть, богатство. И каждый считал себя правым.
Те, кто подчинялся Папе, сохраняли единый язык богослужения -- латинский. А патриарх допускал греческий и языки вновь обращенных народов. В Западной Европе крестились пятью пальцами, в Восточной -- тремя. И вот в 1054 году во время очередной теологической стычки Папа и патриарх прокляли друг друга. Так появились католики и православные.
Конец X и весь XI век стали для Киевской Руси кульминационными. Собирание земель, выполненное Владимиром Святославичем и Ярославом Мудрым, привело к появлению на востоке Европы могущественной державы, с которой не просто считались на континенте, но и искали контактов все королевские дворы Европы. Об этом есть смысл напомнить сегодня, когда Киев через тысячу лет упорно ищет свой путь в объединенную Европу. О богатом политическом наследии Киевской Руси, созданном в X-XI веках, мы говорим с директором Института археологии НАНУ академиком Петром Толочко.
-- Петр Петрович! В вашей книге «Древний Киев» приведены десятки примеров породнения династий киевских князей и европейский королей. Почему так важны были семейные узы в международных делах?
-- Брачные союзы являлись продолжением военно-политических, своего рода, их ратификацией. Подобные браки продолжались вплоть до монголо-татарского нашествия. Киевский князь Михаил Всеволодович убежал от татар в Венгрию, где его сын Ростислав был женат на дочке короля. В южных княжествах Киевской Руси было больше династических браков с Византией и Западной Европой, а в северных -- со Скандинавией. Объясняется это тем, что Киевская Русь имела большой вес на европейском континенте. Ведь она была гигантской по масштабам X-XI веков -- почти полтора миллиона квадратных километров. В X столетии в ней насчитывалось 10--12 млн, в XI-м -- около 7--8 млн. жителей. Киевская Русь была безоговорочно могущественной европейской державой.
Сегодня нам очень хочется быть по корням рафинированными европейцами. Мы же не такие, поскольку формировались из двух миров -- лесостепного земледельческого и степного кочевого. И в начале второго тысячелетия граница между Европой и Азией проходила не по Уралу, а по линии степи и лесостепи. Степные просторы современной Украины ниже Кременчуга и до Черного моря во все времена были заняты азиатскими кочевыми племенами. В XI столетии хозяевами тут были печенеги, а потом половцы. И так как Русь постоянно не только воевала, но и взаимодействовала с кочевниками, то немало почерпнула у них. Была и торговля, и династические браки. Оставаясь в составе византийского содружества наций, Русь была одинаково сильной и европейско-азиатской, и азиатско-европейской страной.
-- Но отнюдь не полудикой, с которой европейские дворы хотели породниться, только бы обезопасить себя
-- В Киевской Руси XI века произошли выдающиеся культурно-политические события. Распространение христианства при Ярославе Мудром способствовало развитию образования и наук. Появились архитектурные шедевры -- Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке. Мы до сих пор восторгаемся величием Софии Киевской, а представьте, какое воздействие имел этот колосс, возвышающийся над Днепром, на людей, живших тысячу лет назад. Летописание стало обязательным атрибутом деятельности государства. Был разработан первый кодекс законов -- знаменитая «Русская правда» Ярослава. А в 70-е годы XI столетия уже его сыновья создали пространную «Русскую правду», действовавшую даже после того, как Киевская Русь распалась. Монголо-татарское нашествие оборвало ее взлет. И это стало величайшей трагедией.
У Владимира Святославича было несколько жен, в том числе внучка германского императора Оттона I (позже -- мачеха Ярослава Мудрого); принцесса Анна, родственница жены Оттона II; византийская принцесса Анна, армянка по происхождению.
Святополк, сын Владимира, был женат на дочери польского короля Болеслава Храброго.
Ярослав Мудрый, сын Владимира, женился на Ингигерде, дочери шведского короля Олафа Скотконунга.
Сестра Ярослава Мудрого Мария вышла замуж за польского короля Казимира.
Сын Ярослава Мудрого Изяслав был женат на Гертруде Олисаве, сестре короля Казимира.
Анна Ярославна вышла замуж за французского короля Генриха I, искавшего союза с Киевской Русью для борьбы с Германской империей.
Анастасия Ярославна вышла замуж за короля Венгрии Андрея.
Елизавета Ярославна вышла замуж за норвежского короля Гарольда Грозного. После его гибели становится женой датского короля Свена.
Принято считать, что эмансипация -- это достижение XX века. Но легендарная леди Годива опровергает это утверждение. Эта знатная дама решилась выступить против собственного супруга. Но каким образом! Леофрик, граф Мерсии (это в современной Британии), собирался повысить и без того тяжелые для своих подданных налоги. Узнав об этом, жена попыталась его отговорить, но граф был непреклонен. Чтобы положить конец спору, Леофрик пообещал вообще отменить все налоги, если леди Годива проедет на лошади по городским улицам обнаженной. К его удивлению, супруга разделась и в таком виде отправилась на прогулку верхом. Пораженный граф сдержал слово, а леди Годива навсегда вошла в историю. Чем не стриптиз как проявление гражданской доблести? Жаль, что в наши дни такое уже невозможно, а современные Годивы раздеваются совсем из других побуждений.
В 1095 году на широкой равнине возле французского города Клермон собралась огромная толпа. Люди пришли послушать Папу Урбана II. И он оправдал их ожидания. Глава католической церкви призвал верующих немедленно отправиться на Восток и освободить гроб Господен из рук неверных. А чтобы столь благородная задача выглядела более привлекательной, Урбан II продемонстрировал чудеса красноречия: «Всем, кто идет туда, в случае гибели будут отпущены все грехи. Земля там истекает молоком и медом -- кто здесь был беден, там будет богат!» А главное, Папа объяснил, что этого хочет Бог.
Речь произвела большое впечатление. Нашив на одежду красные кресты, люди тысячами отправлялись на восток. Урбан II убил даже не двух, а трех зайцев. Он отвлек западноевропейских феодалов от междуусобиц, направил гнев начинавших бунтовать крестьян в безопасное русло, а заодно вдохновил верующих на «богоугодное дело».
Первый крестовый поход начался весной 1096 года. Искать счастья в далеких краях сначала пустились бедняки. Потеряв массу людей, а заодно и уверенность в благополучном исходе, крестоносцы добрались до Константинополя, а византийский император поспешил направить их к туркам-сельджукам, которые и утопили поход в крови.
Осенью 1096 года на Восток отправились искушенные в ратных делах рыцари Франции, Германии и Италии. Второй крестовый поход длился три года. Рыцари сумели обмануть бдительность византийского императора Алексея I, пообещав, что все завоеванные земли перейдут под его корону. А сами образовывали небольшие государства во взятых штурмом городах. Им покорились Антиохия и Эдесса. В 1099 году крестоносцы взяли Иерусалим. Рыцари не жалели ни женщин, ни детей. «Так хочет Бог!» -- кричали они и убивали, грабили, насиловали. Мусульман выбили из Иерусалима. Католики праздновали победу. Папа был доволен.
Бурным XI столетие было и для народов юга Европы. Нынешние Испания и Португалия находились тогда под властью арабов и берберов. Христиане их называли маврами (помните шекспировского Отелло?) и всячески пытались выбить незваных гостей назад в Северную Африку. Процесс освобождения Пиренейского полуострова вошел в историю под названием Реконкиста. А ее главным героем стал испанский рыцарь Сид Кампеадор, или, как его называли мавры, эль-Сид.
Он был невероятно удачливым полководцем. За 50 лет бесконечных сражений Сид не проиграл ни одного из них. Пожалуй, больше ни одному военачальнику такого не удавалось. Эль-Сид освободил от мавров половину полуострова, штурмом взял крепости Толедо, Сарагоссу и Валенсию. Но герой-рыцарь отличался еще и небывалой жестокостью. Причем, его боялись как свои, так и чужие. Остается добавить, что Сид Кампеадор ради личной выгоды иногда переходил на сторону мавров, а затем предавал новых союзников, изрядно пополнив при этом свой бездонный кошелек. Но факт остается фактом: после его смерти христиане несли одно поражение за другим, и Реконкиста была завершена лишь к концу XIII века.
XI столетие не было лишь эпохой бесконечных войн. Еще в 1000 году Лейф Эйрикссон, сын знаменитого викинга Эйрика Рыжего, продолжил дело отца и отправился от берегов Гренландии еще дальше. Если быть справедливыми, именно он и стал первым европейцем, ступившим на землю Северной Америки. Соотечественники прозвали Лейфа Счастливым, но забыли поделиться своим историческим открытием с другими народами Европы. Поскольку плавание к новым землям было крайне тяжелым и опасным, норвежцы предпочли совершать набеги на германские и французские государства, а вскоре и сами запамятовали про далекую Америку. Такая непростительная забывчивость и привела к полной исторической неразберихе. Европейцы столько раз открывали эту самую Америку, что даже утратили чувство новизны.
В XI веке жили люди, которым суждено было заложить краеугольные камни в дальнейшее развитие многих наук. В Иране великий Ибн Сина написал медицинскую энциклопедию в пяти частях -- «Канон врачебной науки». Некоторым нашим эскулапам не повредило бы хоть изредка, но заглядывать в этот фундаментальный труд, который на протяжении многих веков был обязательным руководством врачей Азии и Европы. А если вспомнить, что Ибн Сина был еще и философом, и музыкантом, и ученым, понимаешь, насколько умен был этот человек.
А руководитель церковной школы из Ареццо Гвидо Аретинский уже тогда произвел настоящую революцию в музыке. Он придумал правила нотного письма, которые стали основой современной нотации. А все для того, чтобы его ученикам было легче запоминать религиозные гимны. Гвидо использовал для разработки своих правил человеческую руку, а точнее -- ладонь. Воистину, все гениальное -- просто!
Полоса подготовлена Игорем Козловым и Юрием Хлыстуном, «ФАКТЫ»