Происшествия

17-летняя девушка стала случайной жертвой разборок между крымскими «авторитетами»

0:00 — 10 декабря 1999 eye 3164

Пистолет, найденный ее приятелем в ресторане, где накануне отмечались поминки Виктора Башмакова и был убит Евгений Поданев, выстрелил совершенно неожиданно

В Крыму сегодня мало кто вспоминает о большой криминальной войне, начавшейся в июле 1994 года и унесшей жизни нескольких сотен человек. 17-летняя Валя Короткова ничего не знала о Жене Поданеве (кличка Папа), как, впрочем, и он о ней. Однако трагическая судьба девушки самым непостижимым образом оказалась связанной с судьбой одного из самых крутых «авторитетов» полуострова.

Расстрел в «Калинке»

В 1994 году Евгений Поданев был известен не только в Симферополе и Киеве, но и в Москве. Не особо выдающийся боксер и бывший тренер по каратэ к тому времени подмял под себя всю севастопольскую братву и создал мощный криминально-финансовый клан из отпетых бандитов и уголовников, с которым успешно «сотрудничали» крупные предприниматели и политики. А когда Поданев основал печально известную Христианско-либеральную партию Крыма (ХЛПК), назвав ее «большой семьей», то даже те, кто не видел фильма «Крестный отец», сообразили, о чем идет речь. Империя Поданева разрасталась и вызывала у конкурентов вполне понятные опасения.

21 июля близ села Укромное Симферопольского района двое киллеров на мотоцикле «Ява» догнали БМВ, в котором ехал лидер организованной преступной группировки Виктор Башмаков, и, расстреляв его из «калашникова», бесследно исчезли. Чего-чего, а такой наглости никто не ожидал -- уж больно крутым был «авторитет», чтобы его могли вот так запросто убить. «Башмаки», раскинув мозгами, решили, что без Папы дело явно не обошлось. К тому же в Крыму стали упорно поговаривать, будто бандиты, убившие Башмакова, скрылись на автомобиле, принадлежавшем Поданеву.

29 июля в кафе-ресторане «Калинка», расположенном на окраине Симферополя, состоялись поминки Виктора Башмакова. Почтить память покойного приехали все более или менее известные «авторитеты» полуострова, в том числе и Поданев. Поскольку количество гостей перевалило за 500, столы поставили на площадке возле здания ресторана. «Акулы» криминала сидели в окружении вооруженных до зубов охранников, и никто не ожидал, что кому-то взбредет в голову открыть стрельбу, да еще на поминках. Совершенно неожиданно сидевший недалеко от Поданева молодой человек поднялся и выстрелил ему в лоб из пистолета ТТ. Сраженный наповал «авторитет» упал. Несколько секунд царила мертвая тишина, а затем раздался пронзительный женский визг и зазвучали пистолетные выстрелы. Их заглушили автоматные очереди, заставившие присутствующих попадать на землю. Когда пальба прекратилась, выяснилось, что вместе с Поданевым погибли пять человек, еще четверо были ранены.

Долгое время ни милиция, ни бандиты не могли узнать, кто же отправил на тот свет всесильного Папу. И только через несколько лет следствию удалось выяснить, что и Башмакова, и Поданева убили подручные симферопольского «авторитета» Олега Дзюбы, решившего убрать своих конкурентов. Дзюба не побоялся развязать криминальную войну, за что впоследствии жестоко поплатился. Вначале в Бориспольском аэропорту была убита его дочь, затем в лесу близ Симферополя повешен сын, после чего неизвестные хладнокровно средь бела дня расстреляли автомобиль, в котором ехала его жена. Сам Дзюба позднее взорвал себя в гараже, но по Симферополю до сих пор ходят упорные слухи, будто на самом деле этот беспредельщик жив и обитает где-то на Канарах.

«Макаров»-2

На следующий день после стрельбы в «Калинке» никому не известный 19-летний Никита Романов заглянул в этот же ресторан с друзьями. Ребята хорошо погуляли, а когда уже собирались уходить, Никита увидел под столом пистолет Макарова. Вероятно, кто-то из участников «расстрельных» поминок случайно обронил его, а может, просто поспешил избавиться от опасной улики. Никита спрятал находку в карман и дома проверил оружие. В магазине было пять патронов, и это обрадовало парня. Сдавать пистолет в милицию он и не подумал: гулять по улицам со «стволом» -- это круто. Поначалу Никита прятал пистолет в лесополосе недалеко от своего дома, а потом уговорил свою знакомую Валю Короткову спрятать оружие в тумбочке ее спальни.

… Через сорок дней после того как был найден «Макаров», Никита встретил своего знакомого, 18-летнего Олега Максимова. Приняв на грудь по 250 граммов водки, ребята решили заглянуть в гости к Вале. Вполне возможно, что этот злополучный день не закончился бы столь трагически для 17-летней девушки, если бы ее родители не уехали в гости к родственникам в Москву. Вначале ребята веселились и дурачились, а потом из тумбочки был извлечен пистолет. Вытащив магазин, Никита передал пистолет Максимову, которому не терпелось подержать в руках оружие. Олег крутил в руках «макара» и так, и эдак, а потом в шутку приложил его к голове Вали. Внезапно прозвучал выстрел, и девушка замертво упала на диван. В первую минуту Максимов и сам не понял, что произошло. На его лице еще светилась довольная улыбка, а Валя не подавала признаков жизни. И тогда ребятам стало ясно, что случилось непоправимое.

Следствие длилось более трех лет

Дело об убийстве Вали Коротковой сразу угодило в разряд «висяков». Врагов у нее не было. Из дома потерпевшей ничего не пропало, так что убийство с целью ограбления отпадало.

Через 11 месяцев Олег Максимов, уставший жить в вечном страхе, пришел в прокуратуру и написал явку с повинной. На допросе он заявил, что не убивал Короткову. Романов якобы сказал ему, что произошел случайный выстрел.

С Максимова взяли подписку о невыезде, а Романова немедленно объявили в розыск. Узнав об этом, Никита также написал явку с повинной. Во время следствия он сначала утверждал, что убил Валю случайно, а потом от своих слов отказался и заявил, что стрелял в девушку Максимов, а он «взял грех на душу» из-за того, что его избили работники милиции и прокуратуры. Факт избиения не подтвердился. Оба подсудимых кивали друг на друга, а конкретных фактов вины кого-то одного из них у следствия не было.

В общей сложности следствие длилось более трех лет. В марте прошлого года наконец-то состоялся суд. Версия следствия о том, что убийство совершил Максимов, у членов суда вызвала большие сомнения. В результате Никита был осужден на два года с содержанием в ИТК общего режима за незаконное хранение и ношение огнестрельного оружия, а Олега оправдали «за недоказанностью его участия в совершении преступления». Родители Вали чуть с ума не сошли. Мало того, что они потеряли любимую дочь, а Фемида искала преступников с убийственной неторопливостью, в конце концов за убийство невинной девочки так никто и не был наказан! Правда, суд обязал Романова выплатить им 2550 гривен в качестве морального ущерба и за услуги адвоката. Но какие деньги могут компенсировать бессонные ночи, боли в сердце и горькое чувство безвременной утраты единственного ребенка?!

В июле этого года после дополнительного расследования состоялось новое судебное заседание. Суд признал Максимова виновным в убийстве по неосторожности и приговорил его к двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении для лиц, совершивших преступления по неосторожности, и обязал взыскать с Максимова в пользу супругов Коротковых, в качестве материального ущерба, 1270 и 10 тысяч гривен. Верховный суд Крыма оставил приговор без изменений.