Культура и искусство

Ани лорак изменяла мужу с дмитрием климашенко

0:00 — 10 декабря 1999 eye 3953

«Земфира не верна», -- мрачно констатировал муж и, как водится, убил обоих

Мюзикл по поэме А. С Пушкина «Цыганы» с участием украинских эстрадных исполнителей и Цыганского театра «Романс» под руководством Игоря Крикунова (Д/К «Большевик», 2 декабря)

Страсть -- это не марка духов и не название салата. Это такое чувство. Вполне человеческое, но, увы, заезженное и дискредитированное частым и неталантливым употреблением. Выхолощенное телесериалами и «фанерой», чтением «женских» журналов и журналов «для настоящих мужчин». Ставшее просто банальным приемом, ходом, фишкой. И тут -- ну типа страсть, да… Почувствовать разницу между «типа страстью» и криком души тем более сложно, что все три кита, на которых стоит мюзикл, тоже донельзя заезжены. Классический текст поэта А. С Пушкина -- топорно-приторной вакханалией, пик которой пришелся на 200-летие поэта в этом году. Цыганская культура -- кабаком и пьяным псевдоухарством с медведями, увешанными новорусскими цепями и сжимающими в лапах мобильные телефоны. Эстрада -- веселящим фанерным сленгом и деревянным музоном.

И несмотря на все эти отягчающие обстаятельства, получился настоящий европейский страстный мюзикл. (К тому же первый, поставленный в Украине). При том, что артисты, исполняющие главные роли, далеки от театра: Ани Лорак -- Земфира, Дмитрий Климашенко -- молодой цыган, Оксана Хожай -- Мариула, Судьба, Луна. Исключение составляют лишь актер и режиссер Театра на Подоле Игорь Славинский (Алеко) и руководитель театра Игорь Крикунов (Старик). Каждый из них воплощает какое-то чувство, ощущение. Так, Земфира -- легкость и воздушность, Алеко -- усталость от жизни, Старый цыган -- фатальный исход всякого любовного предприятия, Мариула -- гротеск и драматизм. Дмитрий Климашенко играет поначалу такого себе похотливо-хохотливого мужичка, не скрывающего собственнической радости от обладания женщиной, в течение спектакля вырастающего в человека Чувствующего. «Какой у меня может быть умысел?.. » -- с обидой спрашивает он у Земфиры, когда приходит к ней, уже вышедшей замуж за другого и ждущей ребенка. Зато у цыгана есть страсть. Натуральная, животная.

В чувствах между цыганами и Алеко (мужем Земфиры) -- пропасть. Алеко -- как сказали бы сейчас, -- интеллектуал, уставший от светской жизни, пытающийся любые чувства объяснить, понять холодным разумом. В том числе и любовь, а затем нелюбовь к нему Земфиры. Увы, любовь -- область чувств, а не ума. И в результате простой, «без задней мысли» цыган может почувствовать то, что не дано понять мрачному интеллектуалу. Который только и может, что под конец мюзикла убить обоих влюбленных: Земфиру -- вполне современную барышню, легко переходящую с цыганского на английский, и молодого цыгана, готового в миг наивысшего наслаждения простить все и всем.

Мюзикл, как и любой другой жанр, как и искусство вообще -- всего лишь иллюзия, игра, которая навязывается нам. И в зависимости от того, насколько качественна, талантлива эта игра, мы либо принимаем ее на веру и радостно начинаем в нее играть, либо отвергаем, не принимаем правила этой игры. Мюзикл «Цыганы» -- хорошая, честная игра. Несмотря на «цыганскую базу», цыганское в спектакле не горчит, стоящий на сцене автомобиль вместо кибитки не раздражает, эстрадные номера и монологи оправданы, скрипка не срывается на «Цыганочку». Пушкина не превратили ни в авангард, ни в андеграунд, ни в самодеятельность -- словом, авторы мюзикла сумели счастливо избежать всех «мыльных» стереотипов и вместе с тем сделать нечто узнаваемое, современное, близкое любому, даже не читавшему Пушкина в оригинале, зрителю.

Получилось хорошее массовое зрелище. Мюзиклу не хватает пока только одного -- обкатки на зрителе, отточенности, выверенности спектакля -- то, о чем мы говорим, было всего лишь генеральной репетицией для прессы. Но это дело поправимое, не правда ли, читатель?.. Теперь вся надежда на тебя и на наши театры, которые обещали предоставить сцену мюзиклу. И тогда премьера мюзикла -- совсем скоро, в конце декабря. Следите за афишами.