Хельсинкский саммит Европейского Союза, состоявшийся 10-11 декабря, приняв давно обещанную Стратегию, «узаконил» отношения ЕС с официальным Киевом. Свершилось то, о чем так долго говорили украинские дипломаты: Евросоюз наконец-то признал европейские устремления нашей страны и поприветствовал ее выбор.
«Принятие Стратегии Евросоюза воспринимается в Украине как важный шаг к обретению нашим государством ассоциированного, а в перспективе -- и полного членства в ЕС», -- так прокомментировал итоги саммита украинский МИД.
Но даже для того, чтобы стать хотя бы ассоциированным членом этой европейской организации, Украине предстоит осуществить множество реформ и привести свое законодательство в соответствие с нормативами, действующими в ЕС. Кроме того, лидеры ряда стран во время обсуждения украинского вопроса не преминули напомнить Украине о ее обязательстве закрыть Чернобыльскую атомную электростанцию в 2000 году. Более того, ядерную безопасность и вывод из эксплуатации ЧАЭС назвали приоритетными задачами. Для Украины, но не для мирового сообщества. Обещанная финансовая помощь стран Большой семерки на эти мероприятия, а также на достройку компенсирующих мощностей на Ровенской и Хмельницкой АЭС, почему-то в число приоритетов не попала.
Судя по всему, стороны, заинтересованные в решении проблемы ЧАЭС, просто в очередной раз «напомнили миру» о своем взгляде на нее: ЕС -- о необходимости закрытия станции, а Украина -- о готовности к этому. В случае поступления необходимых сумм
В Хельсинки также было принято решение начать официальные переговоры с Болгарией, Словакией, Румынией, Литвой, Латвией и Мальтой на тему их вступления в ЕС. В некоторых СМИ прозвучала информация о том, что подобные переговоры ведутся с Польшей, Чехией, Словенией, Кипром, Эстонией и Венгрией.
Несколькими днями раньше председатель Европейской комиссии Романо Проди сообщил, что первые страны-кандидаты будут приняты в ЕС не раньше 1 января 2004 года. По информации ГИНАУ, главный координатор переговоров Польши с ЕС Ян Кулаковский заявил, что его страна не согласна с определенным для нее сроком принятия в Евросоюз. Польша считает, что будет готова к этому уже 31 декабря 2002 года.
Что же касается дальнейших взаимоотношений с Россией в связи с событиями в Чечне, канцлер Германии Герхард Шредер был более категоричен, чем Хавьер Солана. Он заявил, что при таком поведении России по отношению к Чечне Москве не следует ожидать какой-либо финансовой и экономической помощи с Запада. Европейский Союз не может закрывать глаза на то, как на Кавказе гибнут десятки тысяч мирных жителей. Евросоюз должен готовиться к применению соответствующих санкций, дабы вынудить Россию прекратить военные действия и перейти к урегулированию проблемы мирным способом. На вопрос к Хавьеру Солане, не идет ли речь о тех же мерах, что применялись и к Югославии в связи с событиями в Косово, он ответил, что такие меры пока преждевременны. Г-н Солана заверил, что мировое сообщество попробует все-таки убедить руководителей Российской Федерации в том, что такие конфликты следует решать мирным, дипломатическим способом.