Происшествия

Бывший главный экономист шахты «центральная» «заготовил» одного только паркета столько, что хватило бы устелить дворец «украина»

0:00 — 15 декабря 1999 eye 640

Конфискованное у проворовавшегося начальника имущество вывозили четыре дня

На поверхность вновь и вновь всплывают новые факты воровства шахтерских денег. Их не получают горняки, которые в конце концов идут колоннами в Киев и стучат касками по асфальту столичных улиц в надежде выбить то, что им должны, а их жены становятся в многодневные голодные пикеты. Сегодня наш рассказ об одном из руководящих мошенников, который на протяжении десяти лет беззастенчиво и безнаказанно обирал горняков донбасского города Димитрова.

Кресло министерского чиновника расхитителю пришлось-таки сменить на нары

В этом небольшом шахтерском городе -- каждый человек на виду. Основное место работы -- три шахты, где перед каждым спуском под землю горняки живо обсуждают все городские новости. В последнее время темой номер один таких неофициальных планерок стал арест и суд над бывшим главным экономистом шахты «Центральная» Анатолием Зайцевым. Шахтеры -- народ суровый, за крепким словцом в карман не лезут, а когда разговор заходит о Зайцеве, просто закипают: «Так ему бандюге и надо! За ним давно тюрьма плакала! Молодцы ребята из милиции. Не сдрейфили -- из министерского кресла достали ворюгу!»

Впрочем, таким же эмоциональным, с примесью ненормативной лексики, был и рассказ начальника Димитровского горотдела госслужбы по борьбе с экономическими преступлениями (ОГСВЭП) Виктора Шикало, которого мы попросили прокомментировать нашумевшее на весь Донбасс «зайцевское дело».

-- Цепочку преступных деяний Зайцева сотрудники нашего отдела отследили и раскрыли, -- говорит Виктор Николаевич. -- Кстати, он и раньше привлекался к уголовной ответственности, но оказался мужиком умным, коварным, постоянно ловчил, изворачивался, откупался и в итоге -- срывался с милицейского крючка. По складу характера -- это отпетый мошенник, что доказывают все эпизоды его преступлений. Начну с «мелочей». В 1989 году, выходя из автобуса, Анатолий Зайцев, в то время заместитель директора шахты «Центральная», поскользнулся и сломал ногу. Бытовую травму он оформил как производственную, хотя этому противился шахтный комитет профсоюза. Дальше -- больше: переломанная нога теперь уже фигурирует в другом документе -- регрессном иске, из которого следует, что Зайцев получил травму в шахте и в результате увечья потерял 15% трудоспособности. Шахта, естественно, начала выплачивать ему компенсацию. Аппетит растет, и в 1993 году Зайцев подделывает справку и начинает получать уже 25% «инвалидских». Это было время шахтерских волнений и забастовок. Люди роптали и требовали от замдиректора вернуть деньги в кассу. Но надо знать Зайцева. Он едет в ЦК профсоюза работников угольной промышленности и каким-то образом получает у инспектора Мирошниченко заключение о производственной травме. Таким образом, по липовой экспертизе, он за 10 лет получил 20 тысяч гривен.

В том же 1993 году шахтком профсоюза обратился в правоохранительные органы. Прокурор города возбудил против Зайцева уголовное дело, но сработало телефонное право, и дело закрыли.

-- И вы можете назвать примеры давления на следствие?

-- Конечно могу, но заступники Зайцева и сегодня занимают высокие посты в Минуглепроме, и, как это ни печально, в правоохранительных органах. Ведь не случайно, когда против Зайцева возбудили в последний раз уголовное дело, его быстренько убрали из города на повышение -- посадили в кресло начальника отдела по договорам Минуглепрома Украины. Видимо, надеялись, что в Киеве милицейский майор из периферии его не достанет. Достали и там: всего четыре месяца просидел Зайцев под министерской крышей, а затем сменил уютное кресло на нары СИЗО.

«Это был жадный и мелочный человек»

-- Согласитесь, за липовую инвалидность у нас десять лет не дают…

-- Да, действительно, Зайцев основательно «засветился» два года назад, когда уже в должности заместителя директора шахты по капстроительству. Как говорится, средь белого дня украл и продал оборудование строящейся обогатительной фабрики стоимостью двести тысяч гривен. Оборудование вывезли с территории шахты и через подставную киевскую фирму реализовали. От этой сделки Зайцев получил 150 тысяч гривен. Мы собрали необходимые доказательства, возбудили уголовное дело и все-таки достали неуловимого замдиректора. Но торжествовали оперативники службы борьбы с экономическими преступлениями недолго. Опять за Зайцева заступились высокие покровители, и дело до суда не дошло. Хотя в ходе расследования этого хищения всплыли новые обстоятельства.

Чтобы оценить масштабы преступной деятельности Анатолия Зайцева, приведу лишь один пример. Четыре дня грузовики вывозили найденное у него дома и в нескольких гаражах ворованное имущество. Фактически Зайцев наворовал на полмиллиона. Была там не только дорогостоящая мебель в огромных количествах, но и стройматериалы, художественный паркет, целый тракторный прицеп отопительных батарей и прочее. Все это по бартеру за уголь обменивалось на предприятиях Львовской области, якобы для строящегося дома для горняков. Только паркета заместитель директора наворовал столько, что его хватило бы устелить дворец «Украина» в Киеве.

Правоохранительные органы опять возбудили против него уголовное дело. И опять нам выкрутили руки и дело «за отсутствием состава преступления» прекратили. Это был 1997 год -- время голодных шахтерских забастовок. Шахты в упадке, а Зайцев процветал на виду у всего города. Этот парень всех нас достал. Стоило инспектору ГАИ остановить машину Зайцева, в тот же час его вызвали на прокурорский ковер и делали такой разнос…

-- Судя по материалам суда, по делу Зайцева проходили два его сообщника. В чем заключалась их вина?

-- Он их просто подставил. Представляете, какой это был мелочный и жадный человек. Он выписывал липовые командировки на этих людей, отмечал их в Киеве, собирал по вагонам билеты и получал командировочные. Насколько мне известно, заместитель директора шахты имени Димитрова по строительству Людмила Шовкопляс целый месяц не хотела подписывать эти командировки, но Зайцев все же вынудил ее поставить подпись. В результате женщина получила полтора года исправительных работ.

-- Вы говорили, что он достал вас, а как вы достали Зайцева, ведь он уже вошел в руководящую номенклатуру Минуглепрома?

-- Когда мы в последний раз возбудили уголовное дело, непотопляемый Зайцев начал лихорадочно метаться, бросился за помощью к друзьям из облпрокуратуры. На нас опять пытались оказать давление.

-- В какой форме?

-- Не подписывали учетные материалы на возбуждение уголовного дела, вызывали в прокуратуру. Я им говорю: товарищи родные, Зайцев дает на вас показания, что вы взятки берете, а вы прекращаете дело. Ну, в общем, отпрыгнули они от Зайцева. Когда наш подопечный понял, что «крыша» рушится, он в камере СИЗО стал объявлять голодовки, инсценировать попытки самоубийства, объясняя все это прокурору по надзору тем, что милиция держит за решеткой кристально честного гражданина.

-- Димитровский городской суд доказал все 15 эпизодов хищений, совершенных Зайцевым. Осужденный, пользуясь своим законным правом, подал кассационную жалобу в суд высшей инстанции. Донецкий областной суд уже вынес решение?

-- Димитровский городской суд рассмотрев дело по обвинению Анатолия Зайцева по статье 86-1 УК Украины, признал его виновным в хищении в особо крупных размерах и приговорил к 10 годам и 6 месяцам лишения свободы с конфискацией всего имущества и с содержанием в колонии строгого режима. Он также лишен права в течение пяти лет после отбытия срока занимать руководящие должности. Коллегия Донецкого областного суда оставила приговор в силе. Словом, мы спасли уважаемое министерство от такого «ценного» кадра.

-- Анатолий Николаевич, объявив беспощадную войну ворюгам из шахтерского «генералитета», вы не опасаетесь за свою карьеру? Насколько мне известно, уже три месяца гуляет по начальственным кабинетам представление о присвоении вам очередного звания -- подполковника милиции. Покровители Зайцева, которые годами его лелеяли и охраняли от «посягательств» милиции, вряд-ли успокоятся -- какой-то майор упрятал за решетку представителя «касты неприкасаемых»?

-- Нет, не боюсь. Я уже понял, что покровители Зайцева боятся «засветиться». Был бы один случай хищений -- нас бы опять ударили по рукам. Но мы раскрыли и доказали 15 эпизодов хищений в особо крупных размерах. А факты, как любит повторять ваша газета -- вещь упрямая.