На это надеется генеральный директор «Южмаша» Юрий Алексеев, говоря о повышенном интересе к нашей технике со стороны мировых космических держав
Накануне очередного запуска «Зенита-3SL» с плавучего космодрома, запланированного на конец февраля будущего года, Госдепартамент США разрешил наконец российским и украинским специалистам поработать на стартовой платформе. (Раньше им это было запрещено под предлогом сохранения производственных и коммерческих секретов. ) На сей раз на орбиту будут выводить новый коммерческий спутник связи ICO, с которого начнется формирование глобальной системы персональной мобильной связи. Еще до Нового года в Штаты должна отправиться первая группа спецов из Российской ракетно-космической корпорации «Энергия», КБ Транспортного машиностроения и украинского КБ «Южное».
Сами «Зениты» собирают в Днепропетровске, на «Южмаше». Когда-то здесь создавали мощные боевые ракеты, нагонявшие страху на врагов социализма. Ныне на заводе такое оружие не выпускают, о чем гендиректор гиганта ни капли не жалеет. Да и жалеть-то нечего: на южмашевские носители положили глаз ведущие космические державы мира, что сулит большую выгоду и предприятию, и всей Украине. это сулит большую выгоду и предприятию, и всей Украине.
-- Юрий Сергеевич! Два «Зенита» уже запущены с морской платформы. Что дальше?
-- Еще два переправлены в США и ждут своей очереди на старт. Две ракеты готовили к отправке в декабре. Сейчас работаем над тремя очередными «Зенитами-3SL», и уже поступают деньги на три следующих. Итого пока двенадцать ракет. В 2001--2002 годах ожидается настоящий бум космических запусков. Запад рассчитывает окружить Землю сетью спутников связи, и мы будем активно участвовать в этом проекте. Хотим запускать по восемь--десять ракет в год. Чтобы справиться с такой нагрузкой, начнем набирать людей. В свое время от нас ушло около 70% грамотных специалистов, ведь средняя зарплата на заводе -- 145 гривен! Остались только настоящие энтузиасты ракетостроения. Теперь пришло время создавать новые рабочие места -- благодаря участию в международном проекте «Морской старт».
Кстати, неделю назад мы получили благодарственное письмо от фирмы «Хьюз» (США), чей спутник связи мы вывели на орбиту 10 октября. «Зенит-3SL» сделал это в десять раз точнее, чем рассчитывали американцы! Спутник уже обеспечивает радио- и телевещание более чем семи миллионам жителей США.
-- Известно, что в Украине немало хороших специалистов по запускам ракет. Почему мы не делаем это сами?
-- Мы живем в самой густонаселенной части Европы, а первая ступень ракеты-носителя должна куда-то падать. Но не на головы же людям! Поэтому запуски с территории Украины пока исключены. Но мы ищем, к какому наземному космодрому можно было бы «привязаться». Например, нами интересуются итальянцы, мы делаем ракеты для Российского космического агентства -- в следующем году россияне будут запускать спутник «Метеор-3М»
-- Ракеты уходят в Америку прямо из Украины или через «третьи руки»?
-- Первые две ракеты мы отправляли морем через Санкт-Петербург. Теперь делаем это через Николаев. Там и в порту Лонг-Бич есть специальные погрузчики, которые поднимают платформу с ракетой и вместе с нею въезжают на корабль. Возможно, прямо из Украины будем отправлять в США и элементы ракетного топлива.
-- «Южмаш» основан в 1944 году. Оборудование завода не устарело?
-- Все наше оборудование сделано на предприятиях бывшего СССР -- ничего импортного! И когда иностранцам экскурсии устраиваем, они очень удивляются, что мы такие умные. Создаваемая нами техника действительно очень надежна. У каждой ракеты -- отдельный зал. Один -- только для носителя «Циклон», в следующем испытывается только «Зенит». (Стены этих помещений не пропускают радиосигналы. Стекла мутноваты -- не подумайте, что грязные! Они насвинцованы, а значит, «непрозрачны» для электромагнитных излучений. ) На каждой готовой ракете сутками проверяют около трех с половиной тысяч параметров -- от стартового отсчета до элементов полета. Только после этого специалисты дают «добро» или «недобро».
-- И как часто дают «недобро»?
-- Ну, бывают замечания при испытаниях, -- Юрий Сергеевич усмехнулся. -- Но с завода ракета должна уйти «чистая», неполадки следует полностью исключить. Когда мы испытываем новую ракету, она может месяцами стоять на старте, дорабатываться. Для сравнения: за последние два года у американцев было девять пусков, из них шесть -- аварийные. Один спутник стоимостью 950 млн. долларов «завалился» сразу, общий ущерб составил 4,5 миллиарда. У нас пока -- тьфу-тьфу. Так что мы не совсем уж плохие.
В свое время, считает Юрий Алексеев, «Южмаш» не зачах, как многие оборонные предприятия, потому что был многопрофильным. Теперь всю свою энергию завод направил в мирное русло -- на трамваи, троллейбусы, ветроэлектростанции Построили два таких «игрушечных» трактора «Днiпро» -- загляденье, хоть в свадебный кортеж включай! Ну и, конечно, космические ракеты. Но дело, наверное, не только в особенностях завода. Просто нужно уметь работать.
P. S. Автор благодарит днепропетровское областное отделение Союза журналистов Украины и его председателя Светлану Зарайскую за помощь в организации интервью.