Скажите, сколько и каких иномарок оставлено в радиусе 100--200 метров от любого киевского концертного зала, и я скажу вам, что там сегодня играют. Очень хочется эту формулу опровергнуть. Пока нечем.
Несмотря на то, что окрестности Филармонии не напоминали торговую площадку престижного автомагазина, можно утверждать, что давно здесь не было столь представительного джазового концерта. Да и киевский джаз давно не был так богато представлен на этой почитаемой сцене. Именно с этой забавы «толстых», как ее именовали у нас лет пятьдесят назад, началась серия концертов «Музыка XX столетия», инициатором которой является Фонд поддержки развития искусств.
Первый же концерт собрал лучшие джазовые имена столицы: пианистов отца и сына Вячеслава и Тимура Полянских, квинтет Юрия Шепеты, «Эр. Джей. Оркестра», певиц Наталию Гуру и Лилию Гревцову и трио гитариста Энвера Измайлова. Вел концерт известный джазовый журналист Алексей Коган. Публика была под стать музыкантам -- многих встречали аплодисментами, как добрых знакомых. Со сцены звучали преимущественно джазовые стандарты -- популярные рег-таймы, «Караван» Дюка Эллингтона, «Летнее время» из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бес» и пр. Впервые на сцену Национальной филармонии вышел, пожалуй, самый необычный из джазовых коллективов столицы -- «Эр. Джей. Оркестра»: еще лет десять назад киевляне слушали музыкантов в узловатых двориках Андреевского спуска во время рождавшегося тогда Вернисажа. «Танец с единорогом» О. Александрова, исполненный музыкантами, вернул ощущения тех дней.
Но главными героями концерта, безусловно, стали крымчанин, заслуженный артист Украины, гитарист Энвер Измайлов и его единомышленники флейтист Наркет Рамазанов и перкуссионист Рустем Бари. Это, скорее всего, самый известный из наших джазовых коллективов за границей. А сам Измайлов -- подлинное достояние Украины, абсолютно оригинальный продукт, если хотите, который невозможно подделать. Энвер -- один из немногих мировых виртуозов, в руках которых гитара звучит сразу как несколько разных инструментов -- его гитара вызвучена таким образом, что музыкант одновременно одной рукой исполняет басовую (или ритм-партию), а другой -- солирует!.. А на концерте Энвер играл сразу на двух (!) гитарах одновременно, при этом еще и пел. В программу выступления трио включили композицию из недавно вышедшего альбома «Минарет», которым они отдали дань родной музыке -- крымско-татарской. На время выступления музыканты словно превратили сцену в уголок старого восточного базара, выйдя в цветастых халатах и тюрбанах. Их виртуозность и мастерство привели аудиторию в неистовый восторг: вопреки традициям сборных концертов, Алексею Когану пришлось дважды приглашать Энвера и его коллег на сцену. Джаз в Филармонии длился почти до полуночи.