Принятое вчера решение Конституционного суда Украины окончательное, обжалованию не подлежит
Рассмотрев конституционное обращение 51 народного депутата Украины относительно конституционности статей 24, 58, 59, 60, 93, 190 1, УК Украины в части, предусматривающей смертную казнь как вид наказания, Конституционный суд вчера признал эти положения неконституционными. Указанные положения Уголовного кодекса теряют свою силу со дня принятия судом этого непростого решения.
О том, что это решение принималось судом непросто, свидетельствуют результаты голосования: 10 судей -- «за», 6 -- «против». Несложно предугадать и реакцию прокуратуры, милиции, судей, да и просто «подавляющего большинства» на это непопулярное решение, безусловно, потребовавшее от судей КС мужества. Европа Европой, а живем-то мы все-таки здесь, со своим Оноприенко и иже с ним, получившими к Новому году такой подарочек.
Самое интересное то, что, признав (в отсутствие в нашем Уголовном кодексе такой меры наказания, как пожизненное заключение) смертную казнь неконституционной, суд поставил вопросы, требующие немедленного их разрешения законодателями. Это что же теперь, все «замороженные» с марта 1997 года смертные приговоры (в т. ч. и Оноприенко) будут заменены 15 годами заключения, и нас ожидает скорая встреча со многими из бывших «смертников»? Увы, это вопрос уже не к суду, который сделал свое дело, а к Верховной Раде, много лет «волокитящей» принятие нового Уголовного кодекса. В Кодексе 1961 года, который мы сейчас чтим, смертная казнь как исключительная мера наказания предусмотрена временной, до ее полной отмены. Отменили. Причем, как сообщил судья-докладчик Петр Мартыненко, даже для военного времени. Что делать, заметил Петр Федорович, вопрос целесообразности -- по политической части, а не по юридической.
Мудрое решение Конституционного суда, несмотря на массу возникших в связи с ним проблем, нельзя не приветствовать. Во-первых, жертвы судебных ошибок (а таковых совсем немало) будут теперь иметь шанс на их исправление. Во-вторых, хорошо известно, что потенциального преступника останавливает не призрачная смертная казнь, а неотвратимость наказания (более того, наукой доказано, что связи между ростом преступности и наличием-отсутствием в законодательстве смертной казни нет). В-третьих, мы теперь не будем вместе с Путиным «мочить в сортирах чеченцев». А ведь есть еще и в-четвертых, в-пятых и т. д.
P. S. По словам заместителя начальника Государственного департамента исполнения наказаний Александра Пташинского, сейчас в тюрьмах Украины содержатся 410 приговоренных к смертной казни.