Происшествия

Водитель автобуса, сорвавшегося в восьмидесятиметровое ущелье на одной из горных дорог крыма, до сих пор не может понять, почему отказали тормоза

0:00 — 4 ноября 1999 eye 423

В результате падения ЛАЗа двое человек погибли, четверо получили тяжелые травмы

О трагическом происшествии, случившемся 30 октября этого года на Южном берегу Крыма недалеко от знаменитой горы Аю-Даг (»ФАКТЫ» от 01. 10. 99), его непосредственные участники вряд ли когда-нибудь смогут забыть. Официальная версия крымской ГАИ такова. В 15. 00 43-летний водитель автобуса ЛАЗ-699Р перевозил работников корпорации «Игросервис» из Симферополя в санаторий «Карасан». На спуске водитель не справился с управлением, выехал за пределы проезжей части вправо, наехал на бетонное ограждение, и автобус опрокинулся. Ширина проезжей части -- 9,2 метра, спуск -- 110 градусов.

«Я нашел свои очки целыми»

Этот солнечный субботний день работники симферопольской корпорации «Игросервис», занимающейся изготовлением и эксплуатацией игровых автоматов, решили провести в одном из самых живописных мест Южного берега Крыма -- в санатории «Карасан», расположенном на берегу моря в нескольких километрах от горы Аю-Даг. Вернуться собирались в тот же день, поскольку хотели принять участие в президентских выборах. Два ЛАЗа и «Икарус» подошли точно в назначенное время. Когда туристы, беззаботно смеясь и перебрасываясь шутками, занимали места в автобусах, никто, безусловно, не мог предположить, что это увлекательное путешествие закончится так печально.

Колонна автобусов преодолела Ангарский перевал и, миновав Алушту, устремилась по Ялтинскому шоссе. За окнами то появлялось, то исчезало синее море.

-- Возле поворота к «Карасану» мы остановились, чтобы подождать отставший третий автобус, -- рассказывает 38-летний Александр, получивший легкую травму головы и ушибы туловища. -- Потом начали спускаться. Я сидел сзади, поэтому не мог все разглядеть. Совершенно неожиданно автобус стал разгоняться и левой передней частью ударился о каменную стенку. Раздался скрежет, полетели мелкие камни, появилось легкое облачко пыли. Зрелище было эффектное, потому что солнце светило нам прямо в глаза. Автобус резко повело вправо, и он покатился вперед, еще больше разгоняясь. Перескочил через бордюр и резко устремился вниз. Вот как оно бывает на самом деле, успел подумать я.

Как ни странно, я абсолютно не испугался. Когда автобус резко клюнул носом, я схватился за сиденье, втянув голову в плечи. Точно не помню, но, по-моему, первый раз автобус перевернулся через «нос». Во всяком случае, у меня возникло такое ощущение. Сиденья вылетели из креплений: люди и кресла -- все смешалось. Затем автобус еще несколько раз перевернулся. Меня прижало к стенке, но я успел поднять руки и прикрыть голову.

А потом движение резко прекратилось. Поднялся крик, шум, кто-то громко заплакал. Я лежал на боку, а сверху на мне -- еще два человека. Было трудно дышать. Потом люди стали потихоньку выбираться из автобуса. Я вылез одним из последних. Голова кружилась, спина и бок болели. Очков на мне не было -- а я ведь без них, как без рук. Когда люди стали вытаскивать вещи из перевернутого автобуса, то нашлись и мои очки. Они даже не разбились. Мы постарались побыстрее отойти от автобуса, потому что из пробитого бака ручьем вытекал бензин. Менее пострадавшие стали оказывать помощь раненым: накладывали шины, перевязывали.

Когда сиденья оторвались, весь пол оказался усеян торчащими штырями…

По словам водителя ЛАЗа, при падении его первым выбросило из автобуса:

-- Когда ЛАЗ стал падать вниз, я потерял сознание. Очнувшись, увидел, что нахожусь метров на двадцать ниже дороги. Попробовал пошевелить руками и ногами. Вроде все цело. Поднялся и увидел автобус, лежащий на самом дне ущелья. Я побежал к ЛАЗу, стал помогать людям. Боялся, что взорвется бензобак и автобус загорится.

Поначалу людям, собравшимся недалеко от исковерканной машины, казалось, что никто из них серьезно не пострадал. Однако вскоре выяснилось, что четверо тяжело травмированы. А примерно на середине спуска были обнаружены двое мужчин, лежащие недалеко друг от друга. Они не подавали признаков жизни. 49-летний Геннадий Л. и 52-летний Леонид М. были раздавлены автобусом, когда во время его падения выпали через разбитые окна. Трудно с точностью сказать, сколько человек ехало в злополучном автобусе. В ЛАЗе насчитывается 43 посадочных места. Некоторые очевидцы утверждают, что автобус был полон, однако водитель говорит, что в салоне все же имелись свободные места. По данным крымской ГАИ, в результате аварии пострадали 28 человек. «Скорые» отвезли их в горбольницы Ялты и Алушты. Пострадавшие получили переломы позвоночника, конечностей, ушибы головы и грудной клетки, сотрясение головного мозга. Позднее некоторых из пострадавших перевели в нейрохирургическое отделение Республиканской клинической больницы им. Семашко в Симферополе. 16 человек, получивших легкие травмы, отпустили домой.

На место аварии немедленно выехали руководители МВД, ГАИ и ГО Крыма, работники прокуратуры, оперативно-следственная группа алуштинской милиции. Были опрошены все свидетели. Что касается причин аварии, то, вероятно, они будут выяснены во время следствия. По словам водителя, он до сих пор не может понять, почему отказала тормозная система. На ЛАЗе установлены «камазовские» тормоза, и тормозные колодки должны были автоматически заблокировать колеса при падении давления воздуха в системе. Однако этого не произошло. Поэтому водитель направил машину на подпорную стенку. Сначала автобус отбросило от нее. Затем, свалив опору на правой стороне дороги, он устремился в пропасть. «Я делал все, что мог», -- говорит водитель, вспоминая о первых минутах аварии.

Оставшимся в живых действительно повезло: глубина ущелья составляет примерно 80 метров. Кроме того, автобус мог загореться, и тогда жертв было бы гораздо больше. Да и сама система крепления кресел представляла немалую опасность для находящихся в салоне людей. Когда сиденья оторвались, весь пол оказался усеян торчащими штырями.