Накануне второго тура президентских выборов проигравшая оппозиция запела свою старую песню — о нарушениях во время голосования. После окончательной победы Леонида Кучмы политики-аутсайдеры, скорее всего, затеют юридический процесс по отмене результатов народного волеизъявления. Дело это, конечно, бесперспективное, но оно позволит аутсайдерам сохранить лицо, объяснив собственное поражение происками действующей власти. Между тем, вместо сохранения лица оппозиция уже сегодня могла бы заняться своими прямыми оппозиционными обязанностями — защитой интересов собственных избирателей.
Естественно, речь идет о левой оппозиции. Она, скорее всего, выборы проиграет, но это еще не означает, что с левыми не будут считаться. Ни один глава государства не сможет игнорировать мнение около сорока процентов активных избирателей, а именно столько голосов набрали в совокупности лидеры левого движения Петр Симоненко, Александр Мороз и Наталья Витренко. Тут-то и возникает вопрос о действиях оппозиционных политиков.
По идее, оппозиционные силы должны предложить действующему Президенту компромисс: «Мы, естественно, против вашей политики, но даже в ее рамках намерены отстаивать свои интересы. Мы готовы идти на политический диалог, готовы смягчить свою позицию по некоторым вопросам, если при этом будут предприняты следующие шаги в социальной сфере». И дальше (по идее) должны быть перечислены те самые шаги, результатом которых станет улучшение жизни различных слоев украинского общества.
Неужели Леонид Кучма не пошел бы на подобные договоренности с левыми? Тем более что в его собственной предвыборной программе заявлено о строительстве социально ориентированного государства.
Однако вместо конструктивного диалога политических оппонентов мы наблюдаем совсем иную картину. Левые лидеры бояться идти на диалог с Президентом. Они опасаются, что совместная работа с действующей властью навредит их рейтингу. И такие опасения не беспочвенны. Ведь как еще можно отнестись к политику, который сначала называет главу государства исчадием ада, а затем ведет с ним переговоры? Избиратели такого поворота, мягко говоря, не поймут.
Вот уже восемь лет существует независимая Украина. И те же восемь лет действует украинское левое движение. Много ли полезного сделало оно для своего избирателя? Кроме подробного разъяснения «губительного характера правящего режима» трудно вспомнить что-либо еще. В то же время нельзя согласится с радикальными «защитниками демократии», которые утверждают, что левым политикам вообще безразлична судьба простого народа, что их единственная цель — личная власть.
Левые такие же люди, как и все остальные. Они просто имеют другие представления о развитии государства и экономики. И за минувшие восемь лет способны были сделать много полезного для социально- незащищенных слоев населения, если бы в самом начале не совершили одну досадную психологическую ошибку. Левые убедили своих избирателей, что прежние времена можно вернуть, причем быстро и навсегда. Надо только бескомпромиссно, по-революционному, бороться с «правящим режимом», который очень скоро падет, если не идти с ним ни на какие договоренности, оставляя врагу только выжженную землю. И избиратели, памятуя о событиях 1917-го, поверили этим обещаниям. Одновременно за левыми лидерами навечно закрепился имидж павликов морозовых, которые лучше умрут, чем Дальше вы знаете.
Время шло, но режим почему-то не падал. Левые избиратели старели и беднели, а некоторые вообще стали голодать. «Когда же, вернуться старые времена? Сможем ли мы дожить до этого светлого времени?» — вот вопросы, которые теперь все чаще задают себе сторонники социалистического пути.
Времена эти не вернутся, потому что времена вообще никогда не возвращаются! Но благосостояние и социальное спокойствие может наступить, причем еще при жизни старшего поколения. Надо только вспомнить о своих интересах, не пытаться заменить их смутными и давно отжившими идеалами. А для защиты своих интересов 44% левых избирателей должны найти эффективных реалистичных политиков, которые отчетливо осознают, что живут они в конце XX века, что мировая война 1914 года давно закончилась и что прогнивший российский царизм давно прогнил, исчез и забыт.
Важно также, чтобы эти политики не путали борьбу за интересы трудящихся с освободительной войной украинского народа против немецко-фашистских захватчиков, чтобы не пытались сравнивать избранную этим народом власть с оккупационной администрацией Третьего Рейха. Потому что с захватчиками нет никакого другого разговора, кроме пули, а с избранной властью можно и нужно разговаривать, причем на языке политического диалога.
Результатом такого диалога могут стать субсидии, социальные гарантии и рабочие места. Согласитесь, что для практичных украинцев они намного важнее, чем кумачовые знамена и угрожающие лозунги. К тому же, не стоит забывать, что если за следующие пять лет левые сумеют, даже не будучи у власти, добиться положительных изменений, то их выдвиженец вполне может стать Президентом 2004 года.
«Facty i kommentarii «. 5 ноября 1999. Политика