Политика

За какого кучму мы проголосуем во втором туре?

0:00 — 6 ноября 1999 eye 392

Даже парламентские игры с переносом даты второго тура президентских выборов, похоже, ничего не изменят в раскладе политических сил. Ведь для большинства избирателей все равно очевидно, что главой государства опять станет Леонид Кучма -- хотя бы уже потому, что его конкурент Петр Симоненко явно испугался ответственности, свалившейся на голову КПУ. В этой ситуации многие граждане мучаются вопросом: а зачем вообще принимать участие в голосовании, если и так ясно, чем дело кончится?

В политике важна не только победа на выборах, но и перевес, с которым она одержана

Возьмем на себя смелость утверждать, что результаты второго тура выборов, пусть даже это будет исключительно голосование за Кучму, имеют огромное значение для жизни страны. В политике важно не только, кто победил на выборах, но также и тот перевес, с каким одержана победа.

Вспомним выборы 1994 года. Тогда победа Кучмы над Кравчуком была во многом случайной, дело решили считанные проценты. Во втором туре Кучма набрал, если помните, 52%, а Кравчук — 45%, т. е. разница составляла всего 7%. Ситуация осложнялась еще и тем, что в первом туре выборов Кучма уступал Кравчуку более чем на 6%.

Избиратели часто не отдают себе отчета в том, какое огромное психологическое давление оказывают на политика данные голосования. А между тем в своей деятельности на посту главы государства Леонид Кучма всегда учитывал обстоятельства своего избрания. Политика Президента в период с 1994 по 1999 годы отличалась подчеркнутой осторожностью, явным желанием сохранить непрочный компромисс в украинской обществе. Конечно же, и этой непростой обстановке Президенту многое удалось сделать для страны. Однако его успехи были бы куда значительнее, если б на выборах 1994 года глава государства получил безусловную поддержку избирателей, а не техническую разницу в 7%.

Похожая ситуация в свое время возникла в США, когда Джон Кеннеди победил на выборах 1960 года с наименьшим за всю историю страны перевесом — в 100 тысяч голосов. После такого результата от американского президента трудно было ожидать решительных действий, скажем, по прекращению войны во Вьетнаме или реальных шагов в урегулировании отношений с СССР. Внутренние проблемы Белый дом тоже оставил на потом. Вместо этого Кеннеди постоянно старался понравиться американцам, любой ценой пытаясь увеличить свою популярность в обществе.

Что же мы выберем -- осторожность или решительность?

А что же Украина? Сегодня страна имеет шанс получить сильного Президента, облеченного широкой народной поддержкой. Если отрыв Кучмы от Симоненко, достигнутый в первом туре, в ноябре останется таким же и, тем более, если будет увеличен, мы вправе ожидать от избранного главы государства активных шагов, без оглядки на электоральное меньшинство.

Способен ли Кучма начать кардинальные изменения в стране? Вопрос далеко не праздный, поскольку его прежняя осторожная политика могла показаться избирателям личным стилем действующего Президента. Однако нынешняя предвыборная кампания убеждает как раз в обратном. Леонид Кучма отчетливо показал обществу, как будет строиться политика в случае его избрания на второй срок. Он имеет совершенно четкие, сложившиеся представления о будущем Украины. В книге Президента «О самом главном» дан развернутый план преобразования бывшей республики СССР в современное европейское государство, учитывающий особенности образа жизни народа, его менталитет и формы хозяйствования. Никто не говорит, что именно такое государство будет построено, ведь в книге -- лишь проект, который вынесен на суд общества: «Я предлагаю это. Если вы согласны, будем строить». Чтобы дать согласие, нужно проголосовать «за». Иной ответ, включая неприход на выборы, будет означать решительное «нет»…

Что еще мы увидели во время избирательной кампании Кучмы? Он готов проводить преобразования в социальной сфере — в самом больном месте государственной политики. Весьма символично, что в союзники Президент выбрал врачей, которые предложили ему свою программу реорганизации медицины и готовность активно ее реализовать. Эта программа, конечно, не исчерпывает всех проблем социальной сферы, но она дает возможность понять, как именно власть собирается действовать в похожих ситуациях. Уже сегодня можно сказать: к лечению язв общества государство намерено активно привлекать само общество, живую инициативу снизу, без которой никакие серьезные изменения невозможны.

Но, оказывается, список предложений Президента не исчерпывается проектом страны и изменениями в социальной сфере. Леонид Кучма намеревается провести серьезную реформу государственной власти. Президент хочет работать с компетентными, ответственными, пусть даже и оппозиционными, политиками. Декларация о сотрудничестве, подписанная Кучмой с региональными лидерами, — это модель, по которой могут строиться отношения главы государства со всеми общественно-политическими силами. Конкретные интересы, конкретные проблемы и конкретные пути их решения.

Этому же призван послужить и референдум о государственном устройстве, тоже поддержанный Леонидом Кучмой. Как видите, и здесь Президент возлагает большие надежды на поддержку избирателей. А как же иначе, ведь проводить серьезные реформы по собственному разумению может позволить себе только диктатор. Референдум же — это попытка разделить груз государственной власти со своим народом, который самостоятельно будет принимать важные решения и наравне с Президентом нести ответственность за возможные неудачи.

Словом, второй тур выборов — это не только выражение нашего доверия кандидату в президенты, это и ответственный выбор между решительностью и осторожностью. Именно мы должны решить со всей определенностью, хотим ли мы реальных изменений в своей жизни или, напротив, считаем нужным осторожно сохранять уже достигнутое. Если второй тур продемонстрирует существенный перевес действующего Президента, это будет означать, что Украина готова к изменениям.